МОСКВА. Делегация Мурманской области во главе с губернатором Мариной Ковтун принимает активное участие в проходящем в Москве международном форуме «Российская энергетическая неделя».

- Мурманская область не может похвастаться запасами нефти и газа. Но ее уникальность в качестве западного форпоста российской Арктики невозможно переоценить. - подчеркнул заместитель губернатора Евгений Никора, выступая на панельной сессии «Энергетический потенциал Арктики: реализация проектов и развитие логистики».

В своем докладе Евгений Никора затронул проект комплексного развития Мурманского транспортного узла. Первого октября Правительство России издало распоряжение о подписании концессионного соглашения. К этому, напомнил докладчик, регион шел более десяти лет. В рамках проекта на западном берегу Кольского залива строится железная дорога к будущему угольному терминалу, мощности которого должны составить более 18 миллионов тонн в год. И это далеко не единственный проект, который будет там реализовываться.

- Уникальные возможности Кольского залива уже по достоинству оценили крупнейшие компании России - «НОВАТЭК», «Роснефть», «Газпром». В частности, с береговой базы обеспечения в порту Мурманск ПАО «Газпром» осуществляет технологическую поддержку буровой платформы «Приразломная», - напомнил Евгений Никора.

За масштабными, значимыми задачами, связанными с освоением Арктики, продолжил он, всегда стоят живущие и работающие здесь люди. Проблема нашего региона заключается в мазутозависимости. Мимо нас через рейдовые перегрузочные комплексы (а это 4 из 5 терминалов, действующих в регионе) везут нефть, через порт - уголь. Скоро пойдет сжиженный природный газ (СПГ). А мы вынуждены закупать до 900 тысяч тонн мазута в год на отопление.

- В этом году на субсидии ресурсоснабжающим организациям из областного бюджета выделено более 5,5 миллиарда рублей. В будущем году цифра составит 8 миллиардов. При доходной части бюджета - около 57 миллиардов. И это не может не беспокоить власти региона, - подчеркнул Евгений Никора.

Поэтому мы крайне заинтересованы в замене более рискованной рейдовой перевалки на береговые нефтяные терминалы, которые позволят развивать нефтепереработку и в качестве одного из продуктов разгонки нефти получать местный мазут.

Но более перспективен в качестве топлива для коммунальных нужд газ. В свое время речь шла о строительстве магистрального газопровода Волхов-Мурманск. Его стоимость в ценах 2014 года оценивалась в сумму около 300 миллиардов рублей. Сейчас это еще дороже. Но проект рассчитывался под газ со Штокманского месторождения. Однако его освоение сейчас откладывается на горизонт 2035-2040 годов. А без этого столь дорогостоящая стройка вряд ли начнется.

Но «НОВАТЭК» планирует строительство у нас терминала по перевалке 20 миллионов тонн СПГ. При условии создания на Кольском полуострове газотранспортной системы часть газа можно будет отбирать для нужд региона. Есть интерес и к отпарному газу (ОГ) - парам метана, которые образуются за счет воздействия окружающей среды и изменений атмосферного давления во время хранения СПГ. Все это - позволит решить проблему газификации региона.