Далекий нынче 1992-й год. Советский Союз только что распался, а экономику страны почти насильно толкнули к переходу на рыночные рельсы. Не осталась в стороне и рыбная отрасль. Здесь начали активно создаваться предприятия малого и среднего бизнеса. Перед их руководителями возникало много вопросов производственного, организационного и иного характера, которые они стремились решать самостоятельно, зачастую дублируя друг друга.

Возникающие трудности вызвали объективную необходимость объединения. И в декабре 1992 года 57 компаний учредили товарищество с ограниченной ответственностью «Союз рыбопромышленников Севера», впоследствии преобразованное в некоммерческую организацию с тем же названием. О том, каким оказался для наших рыбаков уходящий год, «Мурманскому вестнику» рассказал председатель правления СРПС Владимир Григорьев.

- Владимир Юрьевич, 15 декабря рыбацкому союзу исполнилось 27 лет. Цели его создания все еще актуальны?

- Тогда рыбакам нужно было как-то выживать. Сегодня нам также необходимо отстаивать свою позицию по многим важным для нас вопросам. Так уж получилось, что в течение последних двадцати лет крупных флотов у нас практически не осталось. И на сегодня СРПС является самым крупным объединением рыбной отрасли на Северо-Западе страны. В его составе шестьдесят предприятий, более сотни судов промыслового флота, на которых трудится около шести тысяч работников.

- Итогами уходящего года довольны?

- В настоящее время ситуация в плане квотирования биоресурсов на Северном бассейне не очень благоприятная. Произошло постепенное снижение ресурсов основных объектов промысла - трески и пикши, а также пелагии - сельди, скумбрии, путассу. Только палтус и окунь остались на прежних позициях. Но это снижение объективно. Ситуация циклична, и в ближайшей перспективе мы ожидаем ее улучшения. Как говорит наука, запас трески и пикши сейчас стабилен и даже прирастает. Уже на будущий года общедопустимый улов по треске увеличен на 13 тысяч тонн, а по пикше - на 43 тысячи тонн. В общем, тенденция хорошая. И будем надеяться, что оптимистичный прогноз оправдается. А значит, в будущем году мы сможем поработать более эффективно. Что касается промысла нынешнего года, то уже более 90 процентов квоты выбрано. И никаких опасений за полное ее освоение у нас нет.

Владимир Григорьев.

- Как идет обновление флота?

- Вы знаете, что с 2018 года рыбакам выделяются инвестиционные квоты при строительстве новых судов. Важным условием при этом является постройка судна именно в России. И такие проекты нами активно реализуются. Компании, входящие в СРПС, активно строят суда. В следующем году по графику должны быть сданы первые из них.

- Можно прямо по килям - кто и сколько строит?

- Хорошо. Итак: холдинг «Норебо» строит десять судов. Шесть из них - для Северного бассейна, оставшиеся четыре уйдут на Дальний Восток. «Мурмансельдь-2» - два судна, «Заря» и «Андромеда» - по одному, группа «Еврофиш» - два, «Норд пилигрим» - одно судно, ООО «Компания ЛКТ» - одно судно.

- Качество работы отечественных верфей вас устраивает?

- Не могу сказать за все. Но лично бывал на Северной верфи. Это бывший Путиловский завод в Санкт-Петербурге. Строили они, конечно, в основном военные корабли. Но рыбацкие в плане корпусов проще, да и по размеру меньше. Так что каких-то особых проблем я здесь не вижу. За основу брались ведущие проекты мировых лидеров рыболовного судостроения. В основном - исландцев и норвежцев. Но проектно-конструкторская документация разрабатывалась российскими конструкторами. Большая часть оборудования - это последние новинки иностранных производителей, но часть оборудования произведена в России. Возвращаясь к постройке судов в целом, скажу, что, конечно, не все идет гладко. Стройка есть стройка, но проблемы решаемые.

- А береговая рыбопереработка? Как с ней обстоят дела?

- Сейчас больше десяти фабрик строится. Причем все они по условиям инвестпроектов будут оснащены новейшим оборудованием. Очень важно, что многие владельцы загрузят их собственным сырьем. Подобное объединение судовладельца и береговой переработки крайне важно. Развивается и переработка рыбы в море. На новых судах сейчас стоят очень серьезные фабрики, позволяющие вести глубокую переработку - выпуск филе, консервов. Традиционно востребована и рыбная мука.

- Как отрасль решает кадровые вопросы?

- Основным поставщиком кадров для нас является Мурманский государственный технический университет, поэтому мы пытаемся помогать и поддерживать это учебное заведение. Берем ребят на производственную практику на суда и разрабатываем программу отслеживания будущих молодых специалистов с последующим устройством в компании СРПС.

- То есть перспективы для молодежи есть?

- Есть рабочие места, причем хорошо оплачиваемые. И условия жизни и работы на судах сейчас комфортные. Как говорится, иди и работай.

- Какие специальности больше всего востребованы?

- По сути, востребованы все морские специальности. Поэтому предлагаем молодежи самим выбрать, что кому ближе.

- Проблем у рыбной отрасли наверняка тоже хватает?

- К сожалению, без проблем не обходится, и меньше их с годами не становится, не хочу их все перечислять. Основная задача нашего Союза - бороться с тем, что мешает рыбакам нормально трудиться. Эту работу продолжим и в следующем году.