МУРМАНСК. Сегодня в мурманском аэропорту прошла презентация амбулифта, предназначение которого доставлять маломобильных пассажиров на борт самолета, или, наоборот, спускать их с борта самолета на землю. То есть, человек с ограниченными возможностями здоровья — колясочник ли это, с трудом передвигающийся, и даже вовсе не передвигающийся пассажир, может теперь заехать в амбулифт у здания аэропорта, а выбраться оттуда уже на площадке перед раскрытой дверью, ведущей в салон воздушного лайнера.
Опять-таки, не сам заехать, выбраться... И закатят, и сопроводят, и на место доставят специально подготовленные для этого сотрудники.
Как рассказал генеральный директор Мурманского аэропорта Андрей Осипов, такая спецтехника позволяет создать условия для людей с ограниченными возможностями здоровья для полноценного пользования услугами аэропорта. Идея приобрести эту технику появилась давно, ждали ее еще год назад, но возникли трудности с поставщиком. Хоть и с задержкой, но поставщик сдержал обязательство, и вот теперь наш аэропорт получил один из лучших амбулифтов отечественного производства.


Стоит он недешево, порядка 9,5 миллионов рублей, но сразу оказался востребованным. Появился он в аэропорту несколько дней назад, и люди им уже пользуются, почти каждый день. Сотрудники аэропорта, которые обслуживают амбулифт, прошли специальное обучение, чтобы правильно и слаженно управлять им.
Вот и при демонстрации его работы перед журналистами, дождавшись посадки самолета из Санкт-Петербурга, показали, как всё происходит.
Правда, в питерском самолете инвалида не оказалось, прилетела большая группа интересующихся крайним севером китайских туристов — бодрых, веселых и здоровых. Поэтому в инвалидное кресло сел один из сотрудников аэропорта, а дальше все было как положено. Нам показали и посадку в самолет, и выгрузку маломобильного пассажира.
Итак, перед нами автомобиль с закрытым кузовом типа фургон. Сзади откидывается площадка, она раскладывается на земле, чтобы на нее могла заехать коляска с пассажиром, пассажир, как мы помним с сопровождающим. Площадка поднимается автоматически до уровня двери фургона. В его салоне два кресла, на стенах страховочные ремни, пол имеет антискользящее покрытие. Пассажира вкатывают внутрь, коляску закрепляют ремнями у стены. И машина отправляется на летное поле, где посадка происходит у задней двери самолета. Тут есть такой интересный момент, когда амбулифт, можно сказать, встает на цыпочки, чтобы дотянуться до двери самолета.


Сначала опускаются у каждого колеса специально предназначенные для этой цели домкраты, в собранном виде они расположены над колесами. Машина слегка приподнимается. Только этого мало, и работает уже другой подъемный механизм, который возносит фургон до уровня входа в самолет. Выгружается в самолет пассажир не с той площадки, с которой попал в фургон, а с противоположной стороны - с площадки, расположенной рядом с кабиной водителя. Сопровождающие сначала устанавливают ограждения — боковые перила, упирающиеся прямо в борт самолета, и только после этого выкатывают авиапассажира из фургона прямо в салон самолета, если это отлет, и, наоборот, если пассажир прилетел, то забирают его из салона и препровождают в амбулифт. После этого фургон опускается на свою платформу, домкраты втягиваются в гнезда, и машина едет к зданию аэропорта.
Так это выглядит теперь. А раньше, до амбулифта, была ручная работа. Спасатели из службы авиационной безопасности пересаживали инвалида в специальное кресло, фиксировали его страховочными ремнями, и по крутому трапу поднимали в самолет. Это было сложно для пассажира и тяжело для спасателей.
Как отметили сотрудники аэропорта, в последние годы значительно увеличилось количество маломобильных пассажиров, пользующихся услугами воздушных перевозчиков. Это действие государственной программы «Доступная среда», выполнение ее требований перевозчиками, чтобы пассажир с любыми возможностями здоровья, мог чувствовать себя в пути уверенно. И вполне возможно, что поток авиапассажиров еще более прирастет с вводом в действие амбулифта.
А, как рассказал журналистам Сергей Осипов, в 2019 году будет произведена реконструкция привокзальной площади. Конкурс уже прошел, выбрана подрядная организация. Стоить эта реконструкция будет свыше 200 миллионов рублей. В нее входит крытый паркинг, развязка — кольцо — на въезде в аэропорт, парковочные места для маломобильных граждан. Также будет обновлена вся инфраструктура для движения и перемещения населения.
Значит, и пассажирам, и встречающим, независимо от возможностей здоровья, при посещении аэропорта станет еще комфортней, еще удобней.