МУРМАНСК. Пьеса, написанная известным сербским драматургом Душаном Ковачевичем, поставлена сербским же режиссером Югославом Петровичем. Поэтому, перед спектаклем заранее настраиваешься на просмотр сцен из "заграничной", не нашей жизни. Любопытствуешь: ну и как там у них в Сербии, посмотрим со стороны, оценим...
И неожиданно, с первых же реплик, оказываешься в самой гуще обычной, до боли знакомой, рвущей сердце реальными переживаниями жизни. И выходишь со спектакля с перевернутой душой, не в силах забыть то, что тебе показали.
На брифинге для журналистов его участники явно волновались. И это было так понятно. Ведь вынести на суд зрителя в первый раз новый спектакль - все равно, что новорожденного младенца окружающим предъявить. У родителей (в данном случае, у создателей спектакля), нескрываемый страх: как примут, оценят ли по достоинству, не обидят ли злым словом?
- Я очень-очень надеюсь, что после спектакля, человек, выйдя из театра, будет думать о том, что увидел, будет говорить об этом, будет жить спектаклем, - сказала директор театра Татьяна Вешнякова. - Для нас это - самая главная сверхзадача, которую мы могли бы выполнить. Мы продуманно шли к такой теме, фильмы по пьесе "Профи" Душана Ковачевича не случайно занимали престижные места на кинофестивалях, спектакли шли во многих театрах мира и вот 30 ноября - премьера у нас в Мурманске.
Журналистов интересовало: как сербскому режиссеру, который, кстати, учился в Санкт-Петербурге и сейчас живет и ставит спектакли в городе на Неве, работалось с мурманскими актерами? Югослав Петрович ответил, не задумываясь: легко и плодотворно.


- У нас как-то сразу сложилась хорошая команда, - подчеркнул он. - Заслуженный артист России Александр Александрович Водопьянов, артисты Наталья Волкова и Андрей Шпеко прекрасно справились со своими ролями, тем более все они сейчас явно находятся на профессиональном подъеме. Впервые я ставил этот спектакль в Петербурге в 2000 году. Мне тогда было 22 года, а сейчас 40, и понятно, что сегодня на отношения отцов и детей, проблемы профессионализма и карьеры, тему кризиса среднего возраста я сейчас смотрю по-другому. Кстати, моя жена оценила спектакль в Мурманске выше, чем поставленный в Питере, ей кажется, что тут все вышло более живо, более эмоционально.
И хочется добавить - очень проникновенно.


Ситуация, которая легла в основу сюжета, произошла в Сербии, но могла случиться где угодно, несмотря на хитро закрученный сюжет. Сам автор - Душан Ковачевич пишет, что эта история невероятная, но правдивая. Действительно, невероятно: к преуспевающему, щеголеватому, с налетом столичного снобизма главному редактору книжного издательства Тейо Край (его играет Андрей Шпека) приходит пожилой посетитель (заслуженный артист России Александр Водопьянов) с сумкой рукописей и огромным чемоданом. Ну рукописи - понятно, редактор поднаторел в их отфутболивании, и уже научился с ходу отказывать страждущим напечатать свои опусы. А вот зачем гигантский чемодан? И почему посетитель в больничной пижаме? Очередной графоман? 

- Через 5-7 минут вызови меня на важное совещание! - отдает редактор указание своей секретарше (артистка Наталья Волкова), -и отправимся с тобой обедать в ресторан.

Однако до ресторано дело не дошло. 


Выясняется невероятное - оказывается автор рукописей сам Тейо - это стенограммы его многочисленных выступлений, бесед с друзьями, диалогов с представителями власти - с самой юности и до тех времен, когда он был писателем-диссидентом, пламенным бунтовщиком. А вот что в чемодане - предстоит узнать зрителям, которые придут на премьеру. На протяжении полутора часов перед глазами сорокалетнего карьериста (и зрителей!) проходят двадцать лет его жизни во всех подробностях. И он видит воочию, как собственные амбиции, ложные приоритеты, никчемные карьерные победы, сытое благополучие, разрушили его личность, опустошили душу. И вспоминает наконец о своих родителях, которым уже очень дано не писал, не звонил, как будто бы их нет на свете. Откроем секрет: странный посетитель оказывается полицейским агентом, который на протяжении десятилетий следил за главным героем, должен был его убить, а впоследствии стал оберегать, как сына, как близкого человека.


Нет смысла рассказывать содержание спектакля. Сходите на его премьеру. И вы словно окунетесь в самую гущу нашей непростой, богатой стрессами и невероятными событиями жизни. Вы посмеетесь вдоволь над репликами героев и, возможно, поплачете, не зря пьеса именуется трагикомедией. Потрясающий настрой мизансценам придает душевная, тонкая и невероятно мужественная музыка, написанная, кстати самим режиссером - Югославом Петровичем. Кстати, все герои там - главные, у каждого своя неповторимая судьба. А когда вы покинете зал, позвоните родителям, узнайте, как у них здоровье и напомните, что вы любите их. После спектакля "Профи" вы просто не сможете обойтись без этого звонка.