У воздушных ворот должны быть хорошие ворота автомобильные. Так решили владельцы аэропорта Мурманск и занялись реконструкцией привокзальной площади. Накануне Нового года состоялась официальная церемония ее открытия.

Еще два года назад на этом месте перед зданием воздушного терминала располагался пустырь, поросший иван-чаем. На автостоянке, прилегавшей к зоне вылета и прилета пассажиров, могли разместиться всего 100 автомобилей. Сегодня просторная парковка для автотранспорта увеличилась в несколько раз. Обошлась реконструкция площади в 330 миллионов рублей.

Парковка по правилам

Территория поделена на две зоны - краткосрочного и долгосрочного паркинга. Он рассчитан на 500 машин. При этом долгосрочная парковка оборудована специальными навесами, защищающими автомобили от снега и дождя. Территория разделена на зоны для общественного транспорта, для стоянки такси, четко определены пешеходные переходы. На въезде и выезде с привокзальной площади движение теперь осуществляется по трем полосам. Все это сделано для удобства пассажиров и для того, чтобы избежать автопробок, которые случались в прежние годы.

Решено, что бесплатно находиться на привокзальной площади можно будет не 15 минут, как во многих других аэропортах страны, а полчаса.

После окончания строительства здесь еще остались свободные территории. На одной из них, на самом въезде, предполагается поставить некий знак, символизирующий Мурманск - столицу Арктики. Какой именно, пока не решено.

На официальной церемонии открытия привокзального комплекса присутствовали председатель областной думы Сергей Дубовой, региональный министр транспорта Артем Гришин, руководители Мурманска и Кольского района. А первым обновленную площадь оценил губернатор Андрей Чибис, улетавший в командировку в Москву.

- Сегодня аэропорт Мурманск не рассчитан на текущий пассажиропоток и не отвечает современным требованиям. И первый шаг - это наведение порядка на привокзальной площади, - сказал губернатор. - Мы договорились с компанией по вопросу появления нового терминала, и сейчас идет его проектирование. Помимо нового терминала будет построена и соответствующая инфраструктура для того, чтобы принимать больше самолетов.

Руслан Степанец.

В тесноте и в обиде

В эти новогодние каникулы в аэропорту случился огромный затор. Терминал просто не справился с наплывом пассажиров - кроме традиционных рейсов в Москву и Санкт-Петербург прилетели два чартера с туристами из столицы, ранее добавились новые направления - на Краснодар, Сочи и Калининград. В результате в зоне досмотра образовывалась гигантская очередь, никак не допустимая и в обычные-то времена, а уж в период пандемии - тем более. Это, естественно, вызвало справедливое недовольство у пассажиров. В чем причина такого скопления пассажиров, выясняет транспортная прокуратура.

В самом руководстве авиапредприятия проблем не скрывают.

- Нынешний терминал, построенный в 1976 году, не отвечает потребностям ни жителей Мурманска, ни гостей нашего региона, ни требованиям контролирующих органов, - рассказал генеральный директор аэропорта Мурманск Руслан Степанец. - Все давно устарело. Аэропорт очень тесный, сжатый, все службы скомканы. Надежда на реконструкцию.

Нужен новый терминал

Каким должен быть наш новый аэропорт? Об этом подробно рассказали на церемонии открытия привокзальной площади. В собственности компании «Новапорт Холдинг» кроме мурманского находится еще около 20 аэропортов, расположенных в самых разных уголках России. Какого-то конкретного образца для строительства нового терминала брать не стали, взяли от каждого самое лучшее, необходимое, создающее комфорт для пассажиров.

- Новый терминал будет самым современным, - заверил Руслан Степанец. - Мы двигаемся в сторону «умного» аэропорта, где должны быть по максимуму использованы все передовые технологии.

Новое здание аэровокзала будет сооружено с нуля. Его разместят справа от нынешнего. В нем будет зал внутренних авиалиний. До конца этого года должна завершиться государственная экспертиза проекта, в том числе и экологическая. И в 2022 году начнется стройка. Возведение таких объектов обычно занимает чуть больше полутора лет. Таким образом, к концу 2023 года мы получим новый аэровокзал внутренних линий.

Сразу после этого начнется реконструкция нынешнего зала. В нем по окончании всех работ будут принимать и отправляться международные рейсы.

На Урал и в Сибирь

А необходим ли Мурманску аэропорт таких масштабов с новым терминалом? Может быть, достаточно нынешний привести в порядок? Нет, в руководстве компании «Новапорт Холдинг» убеждены, что перспективы развития авиаперевозок в нашем регионе очень хорошие.

В 2019 году зарегистрирован миллион пассажиров. В этом году в связи с пандемией отмечен спад, но по сравнению с другими аэропортами страны очень незначительный.

- Мурманск растет хорошо. И пусть сейчас мы слегка «завалились», но могу сказать, что слово «слегка» имеет определенный расчет: в целом в России пассажиропоток упал на 42 процента из-за пандемии, в 20 аэропортах компании «Новапорт Холдинг» падение 29 процентов. В Мурманске всего в 11, - сказал генеральный директор компании «Новапорт Холдинг» Сергей Рудаков.

Что касается новых направлений полетов, то в аэропорту уверены, что они появятся в этом году. По крайней мере, их введение обсуждается с авиакомпаниями.

- Мурманчане давно мечтают напрямую летать в Таиланд. Рейсы в Китай очень популярны среди туристов из Юго-Восточной Азии, - рассказал гендиректор аэропорта Руслан Степанец. - В планах полеты в Екатеринбург и Новосибирск. Это как получится, твердо обещать пока не буду. Сейчас очень востребованы полеты в Калининград и Сочи. А приход в Мурманск бюджетной авиакомпании «Победа» и ее работа на рейсах в Москву и Петербург существенно повлияли на цену билета.

С постройкой нового терминала внутренних авиалиний и реконструкцией международного аэропорт Мурманск сможет принимать до трех миллионов пассажиров в год. Предполагается, что полностью аэропорт города-героя Мурманска преобразится к 2028 году.