Треска уже не кусается

Самое первое, с чем к Андрею Чибису обратились жители региона, когда он прибыл в Кольское Заполярье, был больной вопрос: «Почему край наш называется рыбным, а рыбы у нас нет? Мы живем у моря, а посмотрите, что продают в магазинах!»

Андрей Владимирович совету северян последовал. Походил по магазинам, посмотрел. Рыба - местная, из Баренцева моря - на прилавках лежала, но цены, мягко говоря, зашкаливали. Свежеохлажденная треска продавалась, к примеру, за 370-390 рублей за килограмм, в то время как курица - по 110. Понятно, что мимо желанной тресочки, которая манила, но «кусалась», покупатели безрадостно проходили.

Вот тогда-то и появился проект «Наша рыба». По инициативе Андрея Чибиса, при поддержке его команды в правительстве области и рыбаков Мурмана 12 июля в супермаркетах заполярной столицы начали торговать треской и пикшей по цене на треть ниже обычной (граждане тут же потянулись за кошельками!), 14-го - в День рыбака - программа стартовала официально, а 27-го в ТЦ «Форум» торжественно открылась первая рыбная ярмарка. Что и говорить, она стала настоящим праздником для северян и гостей Мурманской области. Более 100 наименований продукции, выбор богатейший. Самая разная рыба - охлажденная и мороженая, а также креветки, кальмары и гребешки, ламинария и морские ежи, печень трески, изготовленная в море, и другие деликатесы.

Вау, вот это «Наша рыба»!

Сейчас уже можно сказать: программа прошла испытание временем, стала народной, популярной, а скептики могут удрученно покурить в сторонке. 24 декабря в Москве состоялась церемония награждения победителей премии «Лучшие региональные практики». В их число вошла «Наша рыба». Она выиграла в номинации «Вау-эффект» как проект с максимально высоким уровнем одобрения населения. За полгода в рамках этой программы рыбаки Мурмана поставили в торговые сети около 150 тонн охлажденной и более 100 тонн мороженой продукции, которая была реализована без коммерческих наценок, на треть дешевле среднерыночной цены.

В церемонии принял участие Андрей Чибис. Губернатор назвал эту победу приятной и неожиданной. Ведь когда он инициировал программу, то явно не рассчитывал на успех в каких-то конкурсах, хотелось просто накормить северян рыбой по нормальной - честной - цене. Получая награду, он сказал, что для этого было сделано.

- Мы собрались с рыбаками и договорились, что мы помогаем системно менять процедурные моменты, а они поставляют в торговые сети рыбу по доступной цене. Нам удалось в два с половиной раза сократить сроки досмотра судов. Каждый случай, когда срок нарушен, мы разбираем на уровне замгубернатора. Я очень надеюсь, что в ближайшее время нам удастся на федеральном уровне системно решить все вопросы, чтобы прибрежники получали необходимую квоту и давали рыбу на берег, чтобы рыба в Заполярье была не в режиме спецпроекта, а постоянно.

Андрей Чибис поблагодарил за яркий успех Мурманской области на федеральном уровне рыбаков, сотрудников контролирующих органов и регионального правительства, в том числе вице-губернатора Дмитрия Филиппова, взявшего на себя непосредственное управление проектом «Наша рыба».

Ты помнишь, как все начиналось

- А вы, как куратор проекта, рассчитывали на столь высокую награду? - спросил корреспондент «МВ» у Дмитрия Филиппова сразу после его прибытия из Москвы.

- Конечно, нет, - ответил он. - Когда Андрей Владимирович собирал совещание по этому проекту, он спросил мое мнение, как это лучше сделать? Я ответил: «Для того чтобы продавать людям дешевую рыбу, нужно несколько составляющих. Это поставщик с определенной ценой, торговый объект, который будет выдерживать эту цену. Их надо собрать вместе и обсудить, что требуется для успеха начинания». Мы их собрали и выяснили, что и рыбаки, и сетевики готовы, обсудили детали, как это доставляется, кто за что отвечает, и - поехали. По первому опыту продаж мороженой и охлажденной рыбы мы увидели, что охлажденку просто сносят - за три дня люди скупили трехмесячную норму. Тогда глава региона предложил создать рынок. Постоянно действующий. Я честно сказал: «Рынок за столь короткий промежуток времени открыть мы не успеем, а вот еженедельную ярмарку выходного дня - вполне». Принцип мне был понятен, поскольку в свое время работал в бизнесе, торговый процесс знаком, где взять оборудование, машины и технику, понимаю. По проходимости торговых точек также подкован. Сомнений по поводу открытия ярмарки у меня не было.

- Но начинали-то с нуля? Как в песне: все было впервые и вновь...

- Я начал думать, как это финансово подкрепить, и понял, что денег-то нет. Обошел торговые объекты, которые знал по личному опыту, и со знакомыми предпринимателями договорился о том, чтобы мы могли забрать оборудование в приличном состоянии, которое они уже не используют. Рыбные холодильники, льдогенераторы для охлажденки, обычные морозилки, витрины и так далее. Параллельно с этим изыскивал вместе с командой место, где можно проводить ярмарку.

- А как нашли?

- Мы поняли, что «Форум» - это оптимальный вариант. С одной стороны, он почти пустует, а с другой - прилично оборудован, там комфортно, чисто, светло. И мы, посмотрев все и прикинув, решили: а почему бы и нет? Можно было бы, конечно, какую-то палатку разбить или павильон поставить, но - не то. Представьте: дождь или снег пойдет, грязно будет, людям холодно и неуютно. Да и вообще непрезентабельно. Договорились с «Форумом», тем более у них были проблемы с трафиком: когда в городе новые ТЦ открылись, они немного просели.

- Как «форумчане» пошли вам навстречу?

- Я говорю: «Ребята, мы вам помогаем, а вы - нам. Мы вам трафик даем, а вы цены особо не загибаете. Будем взаимополезны, и у вас центр торговый оживет. Хорошо?» Так и вышло. В общем, мы там сэкономили, оборудование практически бесплатно получили. Чтобы навести красоту, пригласили специалистов - установили мебель, сделали надписи яркие и зазывные, поставили холодильники, чтобы запасники были, чтоб люди знали, где товар хранить. И стали общаться с поставщиками. Решили, что концепция будет такой: на ярмарке - охлажденная и мороженая рыба, и обязательно большой ассортимент, который покажет все богатство водно-биологических ресурсов региона. У нас ведь Баренцево и Белое моря, множество озер и рек, в которых огромное количество рыбы. Да еще и ежи морские, и другие гидробионты. Всех рыбаков пригласили.

Люди поверили в проект

- Вы ожидали такой ажиотаж?

- Ажиотаж уже немного спал. Люди поверили в проект, они не набирают себе запасов, как поначалу.

- А очередь все равно существует. Хоть и не больше часа стоять, но все-таки...

- Знаете, я как-то приехал на ярмарку по служебным обязанностям. Вижу, в очереди за треской моя теща стоит. Я к ней: «Не утомительно ли вам, может помочь?» А она только рукой махнула: «Иди-иди, не мешай мне общаться». Это же ярмарка - там атмосфера совсем другая. Люди разговаривают, обмениваются новостями, рецептами, заводят новые знакомства, обнаруживают в очереди друзей и соседей. Такие стихийные клубы по интересам. Хочу сказать, что первые несколько ярмарок меня дергали знакомые и не очень люди. Возмущались: «Что вы тут устроили?! В рыбацком городе стоять за рыбой - позорище!» А сейчас они поняли, очередь - это место, где можно поговорить, обменяться секретами приготовления и хранения рыбы и так далее.

- Люди сейчас беспокоятся: а вдруг ярмарка закроется?

- Это может случиться лишь в одном случае - если мы откроем рыбный рынок. Причем не еженедельный, а ежедневный. Сейчас такой проект разрабатывается. Когда начнется его реализация, необходимость ярмарки отпадет сама собой. Мы уже продумываем концепцию, подбираем торговую площадку. Это должен быть настоящий рынок, где каждый день люди могли бы купить необходимую им продукцию. Кроме того, это современные рабочие места, чтобы предприниматели могли прийти и торговать успешно.

- Знаю, что для реализации проекта поставляют свой улов около 20 рыбодобывающих компаний Мурмана. Как сработали рыбаки за период действия ярмарки?

- Отлично. На ближайшем рыбохозяйственном совете мы их будем награждать. И есть за что! Поставки были регулярными, рыба очень качественная, можно сказать, прямо из тралов. Не случайно по субботам в «Форум» народ толпами валит. Мы жестко контролируем цены, чтобы они не повышались, оставались на уровне первого дня работы ярмарки.

...Как прозвучало на награждении в Москве, сегодня Мурманская область динамично выходит на передовые позиции в самых разных направлениях - от реализации нацпроектов до подобных конкурсов, оценивающих эффективность инициатив нашего правительства. А это значит, что Кольскому Заполярью уделяет больше внимания федеральный центр, благодаря чему регион может рассчитывать на существенную поддержку реализуемых проектов и идей. Что касается уже ставшей народной рыбной ярмарки, то Андрей Чибис считает: это общая победа.

- Мы, безусловно, будем развивать и расширять проект, делая рыбу еще более доступной для жителей Мурманской области, - подчеркнул губернатор.