«Погост Ловозеро стоит над Ловозером (озером. - Прим. автора)... и всего 10 веж, а людей в них 16 человек», - указывается в писцовой книге Алая Михалкова и Василия Мартемьянова 1608 года. Это наиболее старинное упоминание о селе. Сейчас северяне знают это место как центр оленеводства на Кольском полуострове, как село с сильными традициями, где живут коми, саами, русские и люди других национальностей.

Праздник Севера и День оленевода - это, говоря по-нынешнему, бренд Ловозера. Сюда съезжаются земляки со всей области, не удивишься, встретив гостей из других регионов, а то и стран. Кстати, тон мероприятию обычно задает погода. Нынче она испытывала собравшихся на прочность: то поземка, а то и пурга вовсю резвились на площади и в ближайшей тундре, где проходили гонки на оленьих упряжках. Чему удивляться - праздник-то не абы какой, а Севера!

Лопарский бубен и кулебяка

Изюма в большом гулянье много: кому-то из туристов самое дорогое - обозреть ярмарочные ряды, где коробейники из разных мест разложили свои товары, причем по большей части - рукодельные и с чудинкой. Конечно, самое привлекательное - изделия ловозерских мастериц. Как знать, сколь долго продлится опыт уникального рукоделия, но жители древнего села еще владеют умениями и навыками предков. Изделия из оленьей кожи, кости, рога, великолепное шитье и вязаные саамские вещи, обереги обитателей тундры - все это можно было увидеть и купить.

В век, когда ручной труд становится редкостью, эти вещи просто очаровывают. Особенно колоритно реагируют приезжие из других городов и иностранцы: крутят-вертят в руках саамскую сумочку или вышитый головной убор, рассматривают дивной красоты лопарский бубен - и ахают, восхищаясь талантом мастера.

Продолжить знакомство с традициями северного народа можно было в настоящем приюте кочевника. Именно так: с чашечкой горячего чая или бульона из оленины нырнуть от ветра в тишину чума да присесть на лавку в оленьей шкуре у камелька, закусить поморской калиткой с пшеном или саамской кулебякой с сижком, ватрушкой с морошкой. Надо ли говорить, что все лакомства - выпечка, варенье, соленая и копченая рыбка - приготовлены к празднику селянами.

Все думы и обычаи саамов про тундру и оленей.

Ну а на сцене под завывание метели гремел концерт. Удивлял многообразием.

- Год от года к нам приезжает все больше коллективов, - пояснила Татьяна Сечко, директор Национального культурного центра Ловозера. - Подготовка праздника, как всегда, была непростой - финансирование очень скромное, хорошо, что земляки приходят на помощь. Все задумки реализовать не удалось, но организаторы постарались: предусмотрели и безопасность, и комфорт для гостей. Вот появилась новая фотозона, где туристы могут сфотографироваться на память о Празднике Севера. Традиционно в программе гонки на оленьих упряжках, в которых принимают участие лучшие оленеводы СХПК «Тундра», катание на оленях и снегоходах для ребятишек и всех желающих. Ну а погода, что ж, это север. Так что все по-настоящему.

Чуть каблуки не сбили

Что правда, то правда - концерт обернулся большим творческим марафоном фольклорных коллективов из разных уголков Мурманской области. Многие туристы специально приезжают, чтобы увидеть и услышать коми и саамские ансамбли. Это уникальные коллективы, которые возникли на разных этапах жизни села. Вот, например, ансамбль «Луявьр» в апреле отметит юбилей. Сколько, вы думаете, ему лет? 90! И все это время тезка села жил яркой творческой жизнью, радовал земляков своими песнями.

А как пришли в Ловозеро коми, музыкальная копилка древнего погоста пополнилась талантом коллектива «Ижма». Около трех десятков лет выступают певуньи «Ижмы», без них уже невозможно представить Ловозеро.

- «Ижма» на подъеме, коми песня не умолкает, живем отлично, - признались самодеятельные артистки. Они по-праздничному нарядные, в любимых женщинами коми сарафанах, ярких платках, улыбчивые, разгоряченные выступлением на сцене.

Ну как не узнать Зою Рочеву, она в ансамбле уже 25 лет. Зоя Дмитриевна и подруги делятся перспективами «Ижмы».

- Мы поем с большим удовольствием, а вот молодой смены нет, не идут молодые, потому что языка не знают. К сожалению, язык теряется, - огорчены селянки.

Саамский фольклорный коллектив «Елле» - тоже визитная карточка Ловозера и Праздника Севера. Его участницы порадовали публику новой песней «Чарр», что означает «тундра».

- Эта песня про оленевода и для оленевода, его дом - тундра, - пояснила Валентина Кириллова, руководитель «Елле». - Нам ее подарил Иван Матрехин.

Коллективу более 20 лет, здесь собрались преданные селу и оленеводству женщины.

- Мы тут выросли, у нас в тундре глаза открылись. Сначала с родителями кочевали, потом сами кочевать стали, - рассказали участницы коллектива.

Узнаю Ольгу Красавину - как же не знать ее, муж Иван Красавин - оленевод СХПК «Тундра», сама была чум-работницей, сын в СХПК трудится. И так у многих.

Немного огорчает, что молодежь из села или уезжает, или занимается другим делом. Не оленеводством.

На праздник съехались земляки из разных мест. Никому не было скучно.

Откуда в Ловозере гарные хлопцы в красных атласных штанах? Надо подивиться, разузнать.

- Мы из Кировска, у нас есть клуб национальных культур, - пояснила Валентина Васенкова, руководитель ансамбля «Кумовья». - Исполняем украинские песни, не даем им угаснуть, народ их любит. Впрочем, теперь поем и казачьи. Мы все еще с советских времен на Севере, а кто-то и родился здесь. Мы же с тех пор привыкли жить одной дружной семьей, песни объединяют людей всех национальностей.

«Кумовья» зажигали с огоньком, народ в пляс пустился. Под пургу да под музыку жить на свете хорошо.

А уж как расцветил сцену Териберский поморский хор, какие песни зазвучали - русские, поморские и всякие разные. Смотрю, мальчишки-подростки на круг вышли, пляшут. Подумалось, может, прикалываются? Понарошку под удалые песни народные потанцевать решили? Знакомимся, ревдинские мальчишки - Андрей, Анатолий, Сергей и «просто Ванька» - будто извиняясь, признаются, мол, мы не очень-то умеем под такую музыку танцевать, но не устояли и пустились в пляс. Согласитесь, это лучшее доказательство, что праздник - для всех, он пробуждает в людях чувства добрые.

Когда язык на плечо

Как всегда, гвоздь программы - спортивные состязания. Сразу отмечу, их было множество: от турнира по мини-футболу и товарищеской встречи по хоккею с шайбой до национальных видов. Среди которых метание аркана на рога оленя, стрельба из арбалета, борьба, лыжные гонки. Ну и, конечно же, главное спортивное угощение - гонки на оленьих упряжках на разные дистанции, буксировка лыжника за оленем, состязания на кережах.

Ветер во всем белом свете мешал, добавлял сопротивления, крал секунды на маршруте. В первый день, 23 марта, состоялось яркое зрелище для зрителей и серьезное испытание для участников - гонки на оленьих упряжках на дистанции 3200 метров. Шестерка отважных мужчин соревновалась в мастерстве, скорости и стойкости. По устоявшейся традиции в гонках участвовали лучшие из лучших оленеводов СХПК «Тундра»: Иван Апицын, Николай Селиванов, Гавриил Кириллов, Андрей Сорванов, Игорь Чупров и Николай Юрьев.

Что скажешь, с одной стороны, привычное вроде бы дело для людей этой профессии - гонять по тундре на оленях. Но это же состязания, болельщики смотрят, судьи время засекают, животные капризничают под прицелом фотообъективов. Погода строптивая, трасса, говорят, мягкая, под весну. Словом, не все так просто. К тому же сейчас оленеводы по зимнику передвигаются в основном на снегоходах, а упряжки - это дело летнее и осеннее, когда нет снега. Так что оленей для гонок стараются готовить загодя, выбирают, как говорит Игорь Чупров, наиболее способных.

Игорь Степанович - самый возрастной участник гонок, оленеводу СХПК «Тундра» скоро исполнится 66 лет. Возраст, что ни говори. Но этот мужественный человек трудится наравне с молодыми коллегами.

- Молодежь-то не очень в оленеводство стремится, техники маловато, да и зарплату за такой труд надо бы гораздо больше, - переживает о будущем отрасли опытный ветеран.

Между тем страсти накаляются. «На старт приглашается Николай Николаевич Селиванов!» И погнали залетные, четверка рогатых и оленевод с хореем в руках на санях. Животные в нарядной саамской упряжи, гонщики - в пимах, некоторые в малицах.

Секунды, и упряжка исчезает в снежной пыли. Уносится за горизонт. Но вдруг вновь возникает в поле зрения, возвращаясь назад. Время зачтено, разгоряченный оленевод поднимается с саней, а рогатые с высунутыми языками жадно дышат. Понимаешь, какого напряжения стоит это красивое зрелище. Знаете выражение - язык на плечо? Вот это мы, туристы, и наблюдали.

Видим воочию, как нелегок труд тундровых людей, сколько мастерства и сил надо иметь, чтобы называться оленеводом.

Состязания есть состязания, кто-то станет первым, а кто-то нет. Итоги гонок на 3200 метров таковы: лидировал Николай Селиванов, второе место у Андрея Сорванова, третье - у Николая Юрьева.

На одном из юбилейных Праздников Севера победитель, им тогда был Андрей Сорванов, получил главный приз - снегоход. Сейчас награды поскромнее, о снегоходе и речи не идет. А жаль. Оленеводы, олени, мастерство - все настоящее. И призы, по справедливости, должны быть достойными. Это ведь тоже поднимет престиж профессии.

Праздник Севера и День оленевода приподнимают земляков над обыденностью, позволяют им показать свои таланты и умения, порадоваться за себя и удивить приезжих.

Очевидно, как ветер в тундре, что здешние люди - это соль земли заполярной. Их надо беречь и сохранять их самобытную культуру.