Жителям микрорайона Мурмаши-3 и поселка Тулома становится все сложнее добираться до Мурмашей и Колы: с 2015 года закрыт проезд через водосброс Нижнетуломской ГЭС, а этой осенью начнется реконструкция моста через реку Тулому. Ремонт вынужденный, но подливает масла в огонь, ведь ездить на работу, в школу или поликлинику местным придется теперь еще дольше. Вице-губернатор Ольга Кузнецова провела выездное рабочее совещание, чтобы обсудить происходящее.

Мост не ремонтировали с момента постройки, с 1952-го. Сейчас он в предаварийном состоянии, как показала проведенная еще в 2004 году экспертиза. Конструкция не соответствует современным нормативам, в том числе по габаритам проезжей части и возможности выдерживать низкие температуры.

- Решение о ремонте моста принял собственник. Это федеральный объект, он входит в состав трассы Р-21 «Кола». Капитальный ремонт с частичным автомобильным движением невозможен, требуется полная реконструкция, - отметила Ольга Кузнецова. - С конца прошлого года мы обсуждаем, как можно минимизировать ущерб. Нужно обеспечить наиболее удобный проезд транспорта для жителей Мурмашей и Туломы, организовать временный пункт скорой медпомощи в Туломе. Мост планируют закрывать этой осенью на два года.

Сейчас через него проходят четыре маршрута общественного транспорта: 109 Мурманск - Кола - Три Ручья, 111 Мурманск - Кола - Мишуково, 120 Мурманск - Кола - Тулома и 119 Мурмаши - Кола - Тулома. С осени автобусам придется ездить через Кольский залив. Каким образом будут строиться новые маршруты, пока точно неизвестно. Возможные варианты обсудят с жителями, чтобы понять, какой для них удобнее. Среди прочих рассматривают и такую схему: один автобус довозит людей до моста в Коле, пассажиры переходят его пешком, садятся в другой транспорт и едут до Мурмашей.

- Планируем увеличение субсидирования из областного и местного бюджетов на затраты перевозчика в связи с изменением маршрута. Для жителей Туломы, Причального и Мурмашей плата за проезд в общественном транспорте не повысится, - добавил глава администрации Кольского района Александр Лихолат.

Альтернативы строительству нового моста, по словам министра транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области Дмитрия Соснина, нет.

- Мы рассматривали несколько вариантов для сокращения времени на дорогу. Один из них - использовать временный мост, который сейчас возводится в рамках проекта строительства Мурманского транспортного узла. Ограничения природоохранного законодательства и новые технические требования к подобным конструкциям не разрешают использовать этот мост на постоянной основе. Также думали переоборудовать железнодорожные мосты в автомобильные - просто снять рельсы и положить асфальт. Но прочность бетона на тех мостах должна быть раза в два или три выше, - рассказал Соснин.

Местные жители надеялись, что после реконструкции водосброса им снова откроют сквозной проезд через гидроэлектростанцию, но представители ПАО ТГК-1 говорят, что это невозможно.

- Водосброс - гидротехническое сооружение, к нему предъявляются особые требования по безопасности. Движение личного и общественного транспорта нормативными документами не предусматривается. И пропускать сейчас машины экстренных служб по водосбросу мы не можем, потому что там идет стройка. Реконструкция завершится только в конце 2022 года. Тогда можно будет говорить о разрешении проезда спецтранспорта, но не более того, - прокомментировал директор каскада Туломских и Серебрянских ГЭС филиала Кольский ПАО ТГК-1 Игорь Пацан.

Также на совещании обсудили предоставление дошкольного, начального и среднего школьного образования детям, проживающим в поселке Тулома и микрорайоне Мурмаши-3.

- На улицах Причальной и Молодежной, находящихся по другую сторону реки от самого поселка Мурмаши, проживают 92 дошкольника. Здесь не хватает детского сада, об этом жители говорят давно. Эту проблему собираемся решить. Пока думаем, как лучше - строить заново или модернизировать уже имеющееся здание, - рассказал Александр Лихолат.