На три дня деловой центр «Арктика» превратился в ярмарку. «Сокровища саамской земли» - такое название у международной выставки, на которой можно было познакомиться с культурой коренного народа Кольского полуострова. Как всегда, на ней широко представлены промыслы. Все желающие смогли поучаствовать в различных мастер-классах и научиться, например, резьбе по дереву или изготовлению изделий из кожи оленя и рыбы, плетению из корней растений, а заодно насладиться звучанием национальных песен лувът.

Фото: Сергей Ещенко
Морошка в ладошке

Поздравление губернатора Марины Ковтун во время церемонии торжественного открытия участникам и гостям передал министр по внутренней политике и массовым коммуникациям Глеб Шинкарчук. 

- Основная цель выставки - привлечь внимание к культурному наследию северного народа, - отметил министр. - Сегодня она стала еще и площадкой диалога. Здесь проходят круглые столы, на которых обсуждаются, в частности, вопросы взаимодействия национальных общин с органами власти.

Затем Глеб Шинкарчук вручил грамоты главы региона президенту Ассоциации кольских саамов Елене Гой и другим представителям саамской общественности.

От имени депутатов собравшихся поприветствовала заместитель председателя регионального парламента Наталия Ведищева. 

- Сохранение традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера - для нас важная задача, - подчеркнула она. - Несомненно, остается множество нерешенных вопросов, в том числе в законодательной сфере. Уверена, что общими усилиями, несмотря на трудности, нам удастся сберечь и передать потомкам то особенное, что отличает небольшой, но крепкий духом народ саами.

На ярмарке можно было приобрести всевозможную сувенирную продукцию и различные красивые амулеты из рога и кости оленя. Их немало оказалось на прилавке никельского клуба «Городские мастера».

Фото: Сергей Ещенко
Сувениры из рога и кости.

- По поверьям, все они несут положительный энергетический заряд, - сказала профессиональная резчица и руководитель клуба Олеся Логачева. - Почему бы и нет? Работа тонкая, сделана с любовью, хранит тепло человеческих рук. Этому делу специально училась в ловозерском Северном национальном колледже. Окончила с красным дипломом. Для создания оберегов приходится использовать шлифовальную и полировальную машинки, а также ручной инструмент. Самый популярный из них, разумеется, олень - символ удачи и достатка. Это животное для коренного народа все: и еда, и одежда, и жилище, и украшения.   

Широко на выставке была представлена и национальная литература. Увидел свет сборник детских сказок, собранных Павлом и Мариной Юрьевыми.

- Они записаны со слов наших оленеводов, охотников и рыбаков, - пояснила вице-президент Ассоциации кольских саамов Елена Яковлева. -  Увы, большинство из них рассказывали предания на русском. С переводом  на родной язык существенную помощь оказала подвижница Александра Антонова. К сожалению, четыре года назад она ушла из жизни.

Фото: Сергей Ещенко
Елена Яковлева оценила костюмы участников

Проиллюстрировал книжку поистине волшебными рисунками брат Елены - живописец Яков Яковлев. 

Фонд «Варзуга» представил редкие этнографические издания. Тут и «Лапландцы» Василия Немировича-Данченко - брата известного театрального деятеля, и «О нойдах» Николая Харузина, и «Лопари» Василия Алымова, руководившего мурманским краеведческим музеем в 30-е годы прошлого столетия и расстрелянного по обвинению в саамском заговоре, и «Трифонов Печенгский монастырь» Николая Королькова. В них описан быт и жизненный уклад кольских саамов  в конце XIX - начале XX веков.

- Большинство трактатов были опубликованы еще до революционного переворота 1917 года, - поделилась директор фонда Татьяна Милицкая. - Вот удалось их переиздать. Спрос на них сумасшедший.

Действительно, научные труды, а также сборники стихов саамских поэтов Ираиды Виноградовой и Михаила Филиппова активно раскупались посетителями выставки.

А завершилась она дефиле национальных костюмов. И взрослые, и дети прошли по залу в нарядах. Об одежде коренного народа подробно рассказала представитель общины «Пуаз» из Лопарской Нина Канева. 

По ее словам, замужние женщины носили головной убор - шамшуру, причем поверх обязательно должен повязываться платок. Молодым девицам полагалась украшенная узорами перевязь. В холодное время года и сильный пол, и прекрасная половина человечества надевали теплые шапочки из мягкой шкуры оленят.  

Фото: Сергей Ещенко
Участники дефиле

- Оленеводы носили совики и малицы, - пояснила Нина Канева. - Малицы саамы переняли у коми, потому что у них имеется капюшон. На праздники мужчины и женщины надевали расписные наряды. Все представленное на ярмарке сшито своими руками. 

- Выставка, по сути, стала этнокультурным форумом, - подвела итог руководитель Мурманского центра коренных малочисленных народов Севера Надежда Чупрова. - Она с успехом проходит уже четвертый год подряд. Интерес к саамской культуре не увядает как у жителей Кольского края, так и у гостей региона.