Имя Владимира Георгиевича Реданского, капитана I ранга в отставке, известно в среде военных географов и краеведов Севера, в 50-70-е годы он служил на Северном флоте, был одним из активистов в Североморском отделе Географического общества. С той поры мне запомнилась его книга "Всплыть в полынье", выпущенная Мурманским издательством. Флотский офицер разрабатывал редкую для того времени тему - плавания во льдах Арктики подводных лодок, дизельных и атомных.

И в новой книге "Во льдах и подо льдами" Реданский остался верен лодкам и Арктике.

Отметим, дистанция между книгами огромна не только во времени, но и в материале. Тогда, 27 лет назад, широко осветив арктические походы американских подводных кораблей, он весьма робко рассказал о первых подледных, околополюсных и полюсных плаваниях советских атомоходов и умолчал о плаваниях после 1966 года - цензура не разрешила. В новой же книге весь собранный за многие десятилетия материал Реданский без чужого догляда вынес к читателю. Получилось немало - почти 500 страниц информации. Собранная из редкой литературы, в архивах, в беседах с ветеранами, она обогащает наши представления о возможностях подводных лодок.

Повествование ведется со времени "потаенных судов" XVIII века и допотопных подлодок века XIX.

Появление нового класса кораблей ставило и новые задачи - преодоление льда под водой. Первой в 1906 году под лед всего на шесть минут нырнула русская лодка "Кефаль". Случилось это на Балтике. Автор рассмотрел все случаи подныривания или кратковременного плавания во льдах на этом водном театре. Происходили подобные эксперименты и на Северном флоте перед войной (Д-3) и в годы войны, когда лодки плавали далеко от базы к арктической кромке льда.

Вторая часть книги посвящена подводным атомоходам. Атомная энергия позволила лодкам долго находится под водой и не нырять под лед, а плавать под ним до полюса и обратно, изредка всплывая в полыньях. Быстрое развитие технических средств - гидроакустических приборов, станций, комплексов позволили совершать трансарктические переходы с мурманских баз на дальневосточные и обратно. В книге обстоятельно описаны подобные наиболее знаменательные плавания, а также кругосветные путешествия " по пути Магеллана".

Освоение новой техники и арктические эксперименты совершались не ради "географического интереса", необходим был надежный оборонительный щит. Он создавался мужеством и героизмом моряков, отчаянными усилиями ученых и судостроителей. Не секрет, что приоритет в Арктике долго оставался за подводными флотами США и Великобритании. Мы увлекались космосом и чуть было не проглядели, откуда грозит реальная опасность. Мы выдержали это противостояние, разгадали "ледовые" тайны потенциального противника, впрочем, не сумев скрыть и своих. Недаром книга имеет подзаголовок "Тайные операции подводных флотов".

Я не называю ни имен моряков, ни названий лодок. Их сотни, ими пересыпаны все страницы, множество иллюстраций, схем. В ледовой истории подводного флота, написанной Реданским, подробно рассказано о многих малоизвестных операциях, в том числе о проводках подводных лодок по Севморпути, все названо своими именами, без украшательств и какой-либо недоговоренности. Жаль, в такой большой и скрупулезной книге нет указателей - ни именного, ни указателя кораблей.

Владимир СОРОКАЖЕРДЬЕВ.