Волна протеста против замены льгот денежными компенсациями прокатилась по городам страны. Пожилые люди с транспарантами в руках перекрывают движение на дорогах, выходят с лозунгами к административным зданиям, шлют гневные телеграммы Правительству.

Много недовольных среди пенсионеров есть и в Мурманске. Правда, до акций протеста дело не дошло и, как говорится, слава Богу. Где балом правит толпа, там, как правило, не слышен голос разума. Хотя негодующих звонков в эти дни раздается немало. Не смолкают телефоны в автоколонне 1118, в управлении "Электротранспорта" да и у нас в редакции тоже.

Педагог-ветеран Клавдия Никитична Арабарджи заявила, что вводить в городе-герое Мурманске комендантский час - это унизительно для его жителей, особенно старожилов. Военный пенсионер Алексей Иванович Раздорский считает, что городские и областные власти необдуманно пошли на ограничение льготного проезда для пожилых людей с 10 до 16 часов. "Уж коль назрела такая необходимость, то сделайте возможным ездить старикам с 8 до 18 часов. Именно утром нам приходится добираться до поликлиник, чтобы взять номерок к врачу, сдать анализы, или встретить после школы малолетнего внука. Никто ведь не подумал под "комендантский час" перестроить работу поликлиник".

"Дискриминацией" назвал введение временных ограничений на проезд пенсионеров председатель областного совета ветеранов войны и труда Лев Васильевич Журин и добавил: "Шаг крайне непродуманный. Уверен, растягивать этот эксперимент на целых три месяца нельзя".

В сложившейся ситуации обиженными чувствуют себя не только пенсионеры, но и транспортники, в первую очередь кондукторы, кассиры по продаже билетов. Именно им приходится выслушивать всевозможные оскорбления со стороны разгневанных стариков. Некоторые, особенно неуравновешенные, а может, и просто невоспитанные люди, норовят задеть побольнее. Кое-кто умудряется насобирать по одной копейке 7-8 рублей и бросить женщине чуть ли не в лицо со словами: "На, подавись!" Те глотают обиду, а после смены не могут сдержать слез: "Ну не мы же все это придумали!"

Сдержанно, но тоже с болью оценивают происходящие конфликты руководители транспортных организаций.

Сергей Коробков, генеральный директор МУП "Электротранспорт":

- Мы никого не хотели обидеть. Наоборот, постарались как-то помочь и пенсионерам, не имеющим социальных льгот, и ветеранам. Первым, согласно федерального законодательству, вообще не предписывались никакие льготные билеты. Все отдано на откуп региональным властям. А на местах бюджеты не везде сильные. Москва, конечно, может и старые льготы сохранить, там деньги есть. В Мурманске положение иное. Поэтому претензии не к нам. Одно скажу: будем думать дальше, как сделать так, чтобы пенсионеры не чувствовали себя ущемленными.

Наталья Голубева, коммерческий директор АК 1118:

- Если бы получали дотацию от государства, как это делается в других странах, то никогда бы не пошли ни на какие ограничения. Но положение такое, что 70 автобусов у нас такие "старички", что ездить на них скоро будет просто опасно. А новый автобус стоит 2 млн. 700 тысяч рублей. Где их взять?

Вот так развела людей навязанная Правительством монетизация: и льгот людей лишили, и пенсии не добавили. Потому и кипят шекспировские страсти в российских городах.

Людмила ЛОПАТКО