"Главное на портрете - глаза", - считает мурманский фотохудожник Сергей Воронин. А портрет - один из его любимых жанров. В его творческом архиве их множество. На снимках как родные люди - жена, сестра, мать, сын, так и просто чем-то удивившие или понравившиеся лица.

Для мастера, по его словам, при выборе модели кукольная красота не важна. В образе должны читаться душа и характер. За каждой работой целая жизненная история. Например, у Кати Скабелкиной - маленькой гимнастки - не все тогда в жизни ладилось. Воронину захотелось хоть как-то ее поддержать. Перед съемкой долго говорили. Он убеждал девчонку, что она красивая, талантливая, сильная. И у нее высохли слезы, в глазах зажглась искорка доверия. Неизвестно, сыграло ли то фото свою роль, но позже Катя достигла больших спортивных успехов. Почти столетний мурманчанин по фамилии Пакулев позировал Сергею не один раз. Был в свое время капитаном. Женщин любил, да так никогда и не женился. На одном из фото склонил он голову перед родительскими старыми снимками, как перед самым дорогим, что в жизни осталось. На другом - смотрит в объектив с легким прищуром. Мимо его лица в морщинах пройти трудно, хочется вглядеться внимательнее, за ним целая жизнь.

В свое время работал Воронин старшим инженером, потом увлекся изучением трав и траволечением. Снимал для души. Состоявшуюся недавно первую за долгие годы персональную выставку Сергей посвятил своему учителю Станиславу Баркову и товарищам по фотоклубу "Мурманск". Всему, что умеет, учился у них на практике. Выиграл на конкурсах в разные годы несколько золотых медалей. Сейчас мастер сам охотно делится секретами с молодыми начинающими фотохудожниками.

- Некоторые бездумно щелкают, вдруг получится. А я многое представляю заранее. В голове крутится миллион сюжетов, - говорит Сергей. - "Последний лед", например, готовил специально к спортивной выставке. Снимал в Минькино. Пригласил местных ребятишек с коньками, они с удовольствием помогали. "Гол" придуман от и до. Все персонажи стали двигаться по взмаху моей руки. Даже мяч не летит, а висит в сетке, привязанной к воротам. Но глядя на фотографию, об этом никто не догадывается. Что-то получается, конечно, случайно. Скажем, "Старый дом": дом, лист клена, женская фигура. Не перевел кадры, они наложились один на другой, а вышло удачно.

Все работы Воронина относятся к концу 70-х - началу 80-х годов. Тем, кто принадлежит к тому поколению, они навевают ностальгические воспоминания, а порой и легкую грусть. Сергей считает - это от его особого, трогательного отношения. Видно - фото делались с любовью к людям, от них, кажется, исходит добрый свет. Это можно сказать и о "Прощании" девочки с любимой собакой колли, и о "Старшей сестре", которая выходит замуж. "В детском доме" - в руках маленькой воспитанницы кукла, взгляд в никуда. Вообще, тема детства с его радостями и горестями, сломанными великами и любимой кошкой отражена Ворониным довольно подробно. Нравятся ему и бытовые зарисовки. Много снимков посвящено Северу. "В школу", "Схватка", "Гонки", "Отлив", "Дороги Севера" с бегущими в пургу оленями (на самом деле ее изображает кусок летнего неба с облаками) не раз отмечались наградами.

Многое мастер раздарил за прошедшие годы, когда не брал фотокамеру в руки. Но и осталось достаточно. На прошедшей выставке было представлено около шестидесяти работ. А еще около тридцати, которые хотелось бы показать, не уместились в зале. В феврале в "кировке" планируется его новая персональная выставка. Из сорока приготовленных для зрителей черно-белых работ половину никто никогда прежде не видел. "У меня такой богатый архив, что можно сделать несколько выставок сразу. И ни за одну стыдно не будет!", - уверен фотограф.

Наталья БРАВИНОВА