Уникальное, захватывающее, экстремальное - все эти определения в полной мере подходят к одному и тому же мероприятию - автопробегу "Экспедиция-Трофи", взявшему старт на Кольской земле 23 февраля. Свыше трех десятков команд, среди них и две мурманские, отправились на внедорожниках в путь до Владивостока, где сильнейшую ждет главный приз состязания - золотые слитки общим весом 10 килограммов.

Одновременно из Мурманска вышел сопроводительный поезд, в котором разместились организаторы и пресс-центр, а также журналисты и "звездные" гости "Экспедиции". До Петрозаводска, где состоялся первый внедорожный участок гонки, отправился и корреспондент "Мурманского вестника". Сегодня мы публикуем его отчет о первых шагах этой беспрецедентной акции, собравшей две сотни автомобилистов-экстремалов.

ПРОЧЬ ОТ МАЯКА!

Значение слова "экстрим" я на собственной шкуре прочувствовал еще до старта "Экспедиции". Встав в свой законный выходной - День защитника Отечества - в шесть утра, к семи был уже на площади возле "Меридиана". Здесь же, на промерзшем мурманском воздухе, собрались коллеги из местных и центральных газет и телекомпаний, чтобы отправиться к Маяку Белокаменский. Именно оттуда через два часа экипажи должны были стартовать на дистанции 12 тысяч километров.

Место старта символично, ведь завершится пробег также у маяка - в бухте Золотой Рог во Владивостоке. Прибыв к Белокаменскому, мы застали команды в полной готовности. Колесом к колесу у подножия маяка выстроились все 68 машин - по две на каждую команду. Вообще-то планировалось, что их будет 74, но два экипажа по различным причинам взяли самоотвод. Автогонщики общались, пили чай и фотографировались на фоне потрясающей панорамы Кольского залива - темной воды у подножия белых сопок, над которыми вот-вот собиралось взойти солнце. Пообщавшись с земляками - командами "Арктик Трофи" и "Мурман-экстрим", я убедился, что настрой у них боевой.

Над берегом из репродукторов разносились песни российских бардов. За оставшееся время их успели прогнать не по одному кругу. Почти наизусть я запомнил официальный гимн пробега - "Горизонт" Владимира Высоцкого, а также песню Олега Митяева "Экспедиция", написанную специально к этому мероприятию. Между прочим, организаторы провели песенный конкурс, приуроченный к акции, и произведения победителей уже вышли на компакт-диске. Так что участники автопробега мчатся сейчас по просторам России не только с ветерком, но и с музыкой.

В 9 часов над маяком завис оранжевый вертолет. Это был сигнал готовности командам. В 9.06 машины друг за другом рванули по дороге: их вереница растянулась более чем на километр.

КОЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ ДВИЖЕТСЯ НА ВОСТОК

А накануне в Ледовом дворце спорта прошла пресс-конференция. Кстати, вот что удалось узнать об инициаторах этой грандиозной акции. Они себя особо не афишируют, но известно, что главный судья гонки Александр Кравцов является основателем группы компаний "Руян", некоторые из которых и выступают официальными спонсорами проекта. Интересно отметить, что Кравцов и пятеро его коллег в марте прошлого года, как говорится, на себе проверили маршрут от Москвы до Владивостока, преодолев его на двух внедорожниках.

Среди спонсоров есть и компания "Тойота". Машины этой марки предпочло большинство участников гонки. Приятным исключением стали члены "Мурман-экстрима", выбравшие отечественные "уазики".

Организаторы отметили, что в рамках автопробега пройдет акция, символизирующая единство всей нашей страны: по просторам Родины отправилась и капсула с землей Кольского Заполярья. Как пояснил присутствовавший на пресс-конференции заместитель командующего Северным флотом по тылу вице-адмирал Анатолий Баглаев, она взята с самой западной точки полуострова, у реки Западная Лица, и теперь направляется к восточным рубежам России.

А что касается непосредственно "Экспедиции", то она уникальна по нескольким причинам - не случайно номинируется в Книгу рекордов Гиннесса аж по пяти пунктам. Так, она должна стать самой длинной в мире трассой зимнего автопробега. Протяженнее - только маршрут Париж - Кейптаун, однако проводится ралли летом. Естественно, первая дошедшая до финиша машина установит рекорд прохождения по такой трассе. Кроме того, будет побит рекорд по количеству женщин - участниц зимнего автомобильного соревнования. Еще две номинации - самое массовое концертное мероприятие на льду самого большого озера в мире и самый длинный в мире маршрут поезда.

О последнем хочется сказать отдельно, поскольку эта составляющая акции действительно получилась весьма любопытной.

ТЫСЯЧА И ОДНА ДВЕРЬ

Когда поезд подали к перрону мурманского вокзала, поглазеть на него подтянулись не только прохожие, но и работники "железки". От 15 белоснежных вагонов с яркой символикой "Экспедиции-Трофи" нельзя было отвезти глас. Правда, как признались организаторы, изначально его планировали покрасить в оранжевый цвет - в соответствии с экспедиционной символикой, но недавние события на Украине оказались слишком громкими. Дабы избежать обвинений в политизации мероприятия, вагоны сделали белыми.

Однако их внешний вид оказался лишь блеклой оберткой для содержания, то есть интерьера поезда. В вагоне помимо обычных купе нашлись купе-душевые, номера "люкс" с двуспальными полками и персональным санузлом, два ресторана, салон с пианино и баром, клуб с импровизированной сценой...

Особый трепет вызывали заверения организаторов в том, что где-то здесь находится призовой фонд гонки - 15 сверкающих килограммов чистого золота. Правда, действительно ли их решились отправить по просторам нашей необъятной Родины, так и осталось тайной. Еще одним интригующим моментом стала информация из неофициальных, но близких к организаторам источников: дескать, билет до Владивостока для "постороннего" туриста оценили в сумму свыше 15 тысяч долларов.

К сожалению, пишущую братию поместили далеко, вагонов за десять от эпицентра развлечений: ресторанов, клуба и салона. А поскольку устроители акции позаботились о том, чтобы гости не скучали - в первый вечер бал в клубе правили Брежнев и Ленин в исполнении искрометного дуэта артистов "Дуба Дубы", чередовались конкурсы и музыкальные выступления, - миграция по поезду приобрела массовый и непрерывный характер. По самым скромным подсчетам выходило, что пассажир за сутки должен был пройти как минимум через тысячу вагонных дверей. Чем не шестая номинация для Гиннесса?

Впрочем, столь высокий уровень организации поездки был вполне оправдан. Ведь гостями "Экспедиции" обещали стать "звезды" отечественного экрана, гиганты шоу-бизнеса и прочие знаменитости - Олег Митяев, Николай Дроздов, Никита Высоцкий, группы "Колибри" и "Пепси", путешественник Владимир Чуков и альпинист Алексей Болотов. Но знаменитости, как известно, птицы высокого полета, редкая из них добровольно залетит так далеко на Север.

А потому на перегоне Мурманск - Москва "звезд" представляли лишь музыканты группы "Мистер Твистер", которые в первый же вечер порадовали нас концертом. Остальные знаменитости планировали присоединиться в столице. Наши спутники, классики российского рокабилли, выступив накануне в Ледовом дворце Мурманска, готовились играть на "камерной" сцене вагонного клуба. Для тех, кто не знаком с музыкой этой группы, поясню. Рокабилли - это положенные на рок-н-ролльную основу свои и чужие тексты (причем могут быть использованы любые, от детских до блатных песен), исполняемые под электрогитару, барабаны и контрабас. Мелодии опять-таки не обязательно должны быть своими.

Перед концертом я не удержался, чтобы не поговорить с бессменным (на протяжении вот уже двух десятков лет) участником группы - барабанщиком и вокалистом Валерием Лысенко.

ХРОНИКА ПИКИРУЮЩЕГО БАРАБАНА

Валерий оказался серьезным и в то же время довольно общительным человеком. Как выяснилось, это уже второй визит музыкантов в Мурманск: они приезжали к нам на заре перестройки.

- Мы жили в гостинице "Арктика", - поделился воспоминаниями музыкант. - Запомнились северяне - те, кто приходили на концерт, и те, кто жили рядом, очень приятное впечатление осталось. В соседнем номере поселились моряки, только что вернувшиеся из 8-месячного рейса. Видно, соскучились по общению. "Вы кто?" - спросили у нас. "Музыканты". "Тогда заходите, выпьем".

Я поинтересовался, сильно ли изменился наш город с того времени.

- Сложно сказать. Тогда было лето, круглые сутки светило солнце - очень красиво. Хотя и сейчас неплохо. Минус 20 - это не мороз. Вот в Норильске мы в минус 50 попали...

Кстати, чуть не упустил любопытную деталь: на сцене Ледового дворца "Мистеру Твистеру" аккомпанировал не кто-нибудь, а духовая секция оркестра Северного флота.

- С военными музыкантами мы играли и раньше, - рассказал вокалист. - В Рыбинске как-то выступали с оркестром ФАПСИ. Трудно ли с военными? Вовсе нет, они ведь в первую очередь музыканты. На Северном флоте отличные джазмены, нам очень понравилось работать с ними. А вот в вагоне будем играть впервые, и это довольно сложно.

Будто в подтверждение этих слов, от очередного толчка локомотива на пол рухнула ударная установка, и интервью пришлось прекратить. Начиная концерт, Валерий первым делом извинился: мол, весьма неудобно играть, когда одной ногой приходится придерживать барабанную установку, а второй - себя. Тем не менее выступление получилось энергичным и интересным, а настроение у пассажиров было отличным.

Конечно, определенную роль в этом сыграло и содержимое бара. К слову, организаторы проекта припасли ряд эксклюзивных напитков, рецепты которых собирали по разным регионам страны, где проходит маршрут гонки. Так, в первый день путешествия в вагоне-ресторане нам предложили морошку на ржаном настое.

Правда, этот эксклюзив сыграл с неосторожными ценителями спиртного злую шутку. Некоторые пассажиры опоздали к завтраку, а двое журналистов и вовсе не смогли прийти на старт первого внедорожного участка на Онежском озере.

Я - смог, за что сполна был вознагражден зрелищем, ареной которого стал лед этого красивейшего водоема.

СПИРТ НАДЕЖНЕЕ БЕНЗИНА?

Путь от Мурманска до столицы Карелии "Экспедиция-Трофи" преодолела без потерь. Стартовав утром, большинство экипажей уже ночью прибыли в пункт назначения. Правда, как стало известно, некоторым все-таки довелось столкнуться с мелкими неприятностями. Так, одна из команд жаловалась, что по дороге им попалось некачественное топливо. Увы, последователи одного из "джентльменов удачи", разбавлявшего чем не попадя бензин, еще встречаются на российских АЗС. К счастью, автомобилисты тоже не лыком шиты и давно научились выходить из подобных ситуаций.

На льду Онежского озера гонщиков ждал первый внедорожный участок. Всего же устроители пробега приготовили четыре таких испытания, где проверяются именно "вездеходные" качества машин. Кроме того, маршрут включает семь отборочных этапов - там участникам надо проявить навыки навигации, смекалку и умение быстро принимать нестандартные решения. После каждого из них часть команд выбывает из зачета. Так что в целом пробег представляет собой двухнедельное приключение со множеством неожиданных поворотов и интриг.

К месту старта нас доставили на автобусе. Выйдя, мы увидели обозначенные лентами дорожки, проложенные по снежной целине. Для каждой команды - отдельный 300-метровый "коридор", по нему-то и предстояло выбраться на берег.

Петрозаводск встретил гостей морозом и солнцем, а еще пронизывающим колючим ветром. Собравшиеся приплясывали, втягивали головы в воротники и совершали прочие, характерные для жителей Севера, движения. Наконец на горизонте показалась чернеющая цепь. Это по белому покрывалу озера двигались машины. Длинной змеей подобрались они к стартовой черте и встали по своим местам, которые распределялись по жребию.

Организаторы оставили экипажам время для осмотра трассы. Снег, в который люди проваливались порой по колено, оказался не главным препятствием. Перед выездом на берег машины ждал небольшой, но довольно крутой подъем. Забегая вперед, скажу, что именно там гонщиков поджидали самые большие трудности.

Журналисты же за это время смогли полюбоваться машинами, найти земляков и пообщаться с нами. А посмотреть было на что. Внедорожники предстали, что называется, во всеоружии: на бортах яркая символика "Экспедиции", колеса для лучшей сцепки с трассой обмотаны цепями. Один экипаж даже успел заменить шины - на высокие и широкие, напоминавшие тракторные, регламентом гонки такие модификации не запрещались. Правда, эта уловка, как потом оказалось, мало помогла.

Мурманчане выглядели бодро. По их словам, никаких сложностей дорога до Петрозаводска не представляла: как-никак, каждый год отправляются по ней в отпуск.

- Главное, запастись горючим. Мы вот взяли канистры со спиртом, и просто долетели до Карелии, - пошутили представители "Арктик-Трофи".

Пошутили, потому что с таким "багажом" в столь сложные мероприятия, конечно же, не отправляются. А испытание участникам были уготованы действительно серьезные, и они это чувствовали. Даже веселый вид не мог "замаскировать" сосредоточенности и некоторой нервозности спортсменов. Время "Ч" приближалось.

ШЛИ, ЛОМАЯ МОСТЫ

И вот прозвучала команда готовиться. Машины, по две в ряд, расположились у стартовой отметки, экипажи - рядом. По сигналу автомобилисты запрыгнули в них, и внедорожники рванули вперед.

Метров двести они промчались со скоростью молнии. Следом, утопая в снегу, побежали журналисты. Впрочем, ничего интересного мы не упустили: настоящие испытания ждали гонщиков дальше.

К тому, что произошло возле берега, лучше всего подошли бы строчки из "Бородино": "смешались в кучу кони, люди". Кони, естественно, были железные, и они один за другим по самую сбрую - то есть по бамперы - увязали в снегу. Выбраться из плена каждый пытался по своему: одни хватались за лопаты, другие тянули машины тросами и толкали их сзади, третьи подкладывали под колеса лестницы и доски... О морозе забыли все. Летели в сторону шапки и рукавицы. Журналисты, боясь что-либо упустить, метались от машины к машине - да так, что валил пар.

Разумеется, проще было бы зацепиться лебедкой за деревья на берегу и вытащить машину. Но организаторы поставили жесткое условие: здесь зона отдыха горожан, поэтому природа пострадать не должна. Да и в целом отношение организаторов гонки к вопросам экологии радовало. Так, еще в Мурманске одна из команд получила предупреждение за то, что, меняя масло, часть его пролила на землю. Предупреждения, способные привести даже к снятию с дистанции, грозили участникам и за "антиприродное" поведение на всем протяжении маршрута.

Но зато эти дополнительные сложности прибавили остроты самим состязаниям. С берега открывалась удивительная панорама: семь десятков машин, разбросанных по белой простыне озера, плевались снегом и вновь и вновь штурмовали береговую линию, а вокруг суетились сотни людей. Некоторым экипажам не везло. Один из джипов налетел на "спрятавшееся" под снегом бревно и остался без переднего моста, два джипа - те, что схитрили с колесами, - врезались друг в друга, украинской команде лебедкой сорвало номерной знак...

Между тем на финише (минут через пятнадцать после старта) оказались уже первые счастливчики. Чуть позже среди них, к своей радости, я заметил и "Мурман-экстрим".

- Мы даже лопат не доставали, - заявил сидевший за рулем Юрий Санин. - "Уазы" в таких условиях порой превосходят джипы, потому что легче. Так что проблем никаких не было.

Успешно достигла финиша и команда "Арктик-Трофи", обеспечив себе право продолжить гонку. А трем командам, пришедшим последними, с мечтой о золоте пришлось распрощаться. Кстати, не смогли выйти на старт следующего этапа и обладатели тракторных колес: повреждения машин оказались слишком серьезными.

НЕ МЕТАЛЛА РАДИ

К сожалению, на участке Петербург-Москва удача отвернулась и от гонщиков "Мурман-экстрима". Здесь от участников требовались навыки ориентирования: на карте значились "штрафные зоны", которые надо было объехать. Попал в ловушку, потерял время. В тройке аутсайдеров оказались и наши земляки.

Пару дней назад спортсмены "Мурман-экстрима" вернулись домой. Нам удалось связаться по телефону с капитаном команды Андреем Зенковым.

- Команды были заведомо поставлены в неравные условия, - посетовал он. - Кроме того, в ходе этапа организаторы изменили некоторые его условия. Но ведь прокладывать маршрут мы начали заранее и, исходя из этого, рассчитали время. Доказывать же правоту после финиша было уже некогда. А что касается внедорожного участка, там отличные ходовые качества наших машин подтвердились на все сто.

Сами же организаторы гонки еще ранее оговаривали, что элемент невезения вполне возможен. В частности, то, какой маршрут и какое задание выпадет той или иной команде, решает жребий. В любом случае, "Мурман-экстрим" достойно вел борьбу. Но спорт, что поделать, всегда включает элементы случайности и субъективности судейства.

Остальные команды, в том числе и "Арктик Трофи", продолжили гонку-приключение. Вчера самые стойкие из них достигли Красноярска, причем наши гонщики оказались в первой пятерке. Однако поставленное организаторами условие - проехать несколько расположенных по трассе контрольных пунктов - мурманчане не выполнили. А потому вместе с тремя другими командами выбили из борьбы.

Ближайшим испытанием для оставшихся девятнадцати экипажей станет спецучасток на льду Байкала. А перед этим, ночью, гонщиков и гостей ждет главное культурное событие "Экспедиции". Прямо на озере вырастет ледяной город и сцена, на которой выступят Олег Митяев и группа "Boney M". Будут там и настоящие байкальские шаманы.

Затем, утром, на старт предпоследнего отрезка выйдут 14 команд. Лишь половина из них попадет в финал, чтобы вести борьбу за главный приз - 10 килограммов золота. Впрочем, не думаю, чтобы только "презренного металла" ради отправились автомобилисты в эту удивительную экспедицию. Подтверждение тому - некоторые команды, выбывшие из борьбы. Уже "вне конкурса" они продолжили путь к Владивостоку, дабы доказать себе, на что способны.

Илья ВИНОГРАДОВ