В свой первый в этом году учебный рейс отправился барк "Седов". На его борту 54 члена экипажа, более сотни курсантов трех мореходных колледжей и их наставники. Капитан судна - Виктор Михайлович Мишенёв. По графику парусник сейчас должен прибыть в Амстердам.

Как сообщил представитель судовладельца в Санкт-Петербурге Александр Кобец, 12 апреля в 14 часов 15 минут барк вышел в море из Петербурга. В Северной столице он пробыл около недели. Зимовал "Седов" в Германии, в портопункте Варнемюнде вблизи Ростока.

Для зимней стоянки за границей есть несколько причин. Климат в Западной Европе мягче, чем в Питере или тем более Мурманске. Там практически нет снежного покрова. Все это позволяет осуществлять техническое обслуживание и текущий ремонт судна меньшими силами. А значит, большую часть экипажа можно отправить в отпуск.

Существуют и другие, чисто экономические причины. Так, в российских портах при стоянке нужно платить за каждый погонный метр причального фронта. В западных - парусник ставят к причалу бесплатно. Зачастую его также бесплатно бункеруют водой.

Что касается ФРГ, то здесь к "Седову" вообще подход особый. Немцы очень трепетно относятся к своей истории. И наш барк для них - не чужой. Его построили в 1921 году немецкие корабелы, и до войны он принадлежал Германии. Здесь до сих пор живы моряки, которые когда-то проходили на нем практику. Поэтому во многих портах созданы и активно действуют клубы друзей УПС "Седов".

Неделя стоянки в Петербурге перед выходом в море оказалась для барка весьма насыщенной. На его борту прошла международная конференция по ноосферным технологиям и инновациям. В рамках культурной программы перед участниками форума выступил ансамбль Мурманского государственного технического университета "Не ждали". Концерт заполярных артистов не только пришелся по душе ученым, но и получил очень хорошие отзывы в местной прессе.

Затем "Седов" принял на борт 114 курсантов. 50 из них представляют Мурманский морской рыбопромышленный колледж, 39 - Архангельский морской колледж и 25 - Петербургский морской колледж.

- Важно заметить следующее: хотя портом приписки парусника является Мурманск, "Седов" - существенное звено системы подготовки кадров мореходов для всего Северо-Запада России, - подчеркнул Александр Кобец.

Все курсанты прошли в своих учебных заведениях конкурсный отбор. Ведь поход на паруснике - не просто практика. Это настоящий подарок для юных мореходов, первое настоящее знакомство с будущей профессией. Когда-нибудь они станут капитанами, возглавят судоходные компании. Но это - в будущем. Пока же эти мальчишки еще не морские волки, и даже не волчата. Пока они - лишь планктон. Так, говорят, шутят бывалые мореходы.

А их на борту знаменитого парусника немало. Один из старейших членов экипажа - старший матрос Александр Константинович Михайлов. Он родился в 1941 году. А на "Седове" уже 36 лет. Об Александре Константиновиче ходят легенды.

- Константиныч, когда же на берег? - как-то спросили его.

Ответ не заставил себя ждать:

- Вот когда исполнится "Седову" сто лет, тогда... может быть, подумаю.

А однажды во время стоянки в иностранном порту один досужий посетитель поинтересовался:

- Скажите, а сколько в мире существует видов морских узлов?

- Четыре тысячи восемьсот девяносто один, - без запинки отчеканил Михайлов.

- А вы сколько из них знаете?

И этот вопрос не застал русского моряка врасплох:

- Две тысячи восемьсот тридцать семь. Если желаете, могу показать.

После стоянки в Амстердаме, которая должна продлиться чуть более двух суток, барк отправится в Германию. Он совершит заход в портопункт Брюнсбуттель около Гамбурга и по приглашению местного клуба друзей УПС "Седов" нанесет визит в еще один немецкий порт - Эмден, где пробудет около суток. Затем - переход к берегам Великобритании и заходы в два порта - Чатем и Торбей.

В Петербург судно вернется ориентировочно 8 июня, пройдя по волнам около 3200 морских миль. По расчетам рейс будет длится 61 сутки. 52 из них судно проведет в море, 9 - в иностранных портах.

После непродолжительной стоянки, во время которой пройдет замена курсантов и будут пополнены бортовые припасы, "Седов" вновь выйдет в море. Произойдет это ориентировочно 19 июня. Барк побывает в Германии, Голландии, Великобритании и Испании.

- "Седов" - историческое и национальное достояние России. В недавние годы, когда российский военно-морской флот по объективным причинам уменьшил свою активность, именно парусники позволяли демонстрировать российский флаг и дух наших моряков во многих иностранных портах мира, - добавил Александр Кобец. - Будущей зимой на "Седове" предстоит выполнить значительный объем ремонтных работ. Как минимум, капитального ремонта, а лучше замены требует двигатель. Неплохо было бы решить вопрос и с ремонтом палубы, такелажа, переоборудованием кубриков. С каждым годом содержание самого большого в мире парусника обходится все дороже. И средств, выделяемых на это из федерального бюджета, явно недостаточно. В настоящее время ректор МГТУ, профессор Александр Михайлович Ершов проводит большую работу по привлечению дополнительных источников финансирования. Без этой помощи барку просто не обойтись.

Игорь ЯГУПОВ