Этот корабль стал вторым после легендарного "Ленина" в строю наших атомных ледоколов. Но ему, более мощному и совершенному, потом не раз приходилось в разных ситуациях становиться первым. Особняком в неповторимой судьбе "Арктики" стоит дата 17 августа 1977 года. В тот день экипажу атомного богатыря удалось осуществить мечту многих поколений мореплавателей мира - в свободном плавании достичь Северного полюса. Это известие ошеломило планету, настолько неприступным казался ледовый панцирь, защищавший "макушку земного шара". Весь экипаж был награжден орденами и медалями, а капитан Юрий Кучиев, главный инженер-механик Олег Пашнин, старший мастер атомной установки Фидус Асхадуллин стали Героями Социалистического Труда. Золотую Звезду получил и руководитель экспедиции - министр Морского флота СССР Тимофей Гуженко. Ныне такие походы стали обыденными для атомных ледоколов, но в истории остается имя того, кто первым проложил путь.

В конце 1983 года экипажу "Арктики" выпало серьезное испытание на прочность. Караваны торговых судов, казалось, безнадежно застряли во льдах. Сложилась экстремально тяжелая ситуация, которая случается раз в столетие. "Арктика" пробилась в восточный район Северного морского пути и вывела из ледового плена Айонского массива не только транспортные суда, но и оказавшиеся беспомощными в той ситуации дизель-электрические ледоколы.

Атомоходу принадлежит еще одно уникальное мировое достижение: с мая 1999 года по май следующего ровно год он отработал без захода в порты. Моряки продемонстрировали высочайшую надежность корабля, которому тогда исполнилось уже четверть века.

Таков, кстати, был проектный срок эксплуатации. Но биография богатыря на этом не завершилась. Поскольку в кризисной экономической ситуации страна не могла построить достойную смену потрудившимся атомоходам, родилась программа продления их ресурса. И здесь "Арктика" оказалась первой. Работники Мурманского морского пароходства, работая рука об руку с сотрудниками ряда профильных институтов и предприятий, в 2003 году вернули ее в строй. Ресурс реакторной установки продлен со 100 тысяч проектных до 175 тысячи часов, что позволит кораблю еще в течение 5-7 лет со второго дня рождения ломать льды на трассе Севморпути. Как отмечается в сообщении пресс-службы ММП, такой пример доказал, что и на других гражданских атомоходах можно провести аналогичные работы. Это позволит надежно сохранить атомный ледокольный флот, а значит, и позиции России в Арктике.

День юбилея экипаж ледокола встретит на трудовом посту, осуществляя проводки судов на трассе Северного морского пути.