Так считает Мария Федоровна Кедрова. Ее могут назвать учителем без малого тысяча ныне взрослых людей в Норильске, Красноярске, Апатитах, Кировске, Мурманске. Много среди них таких, кто профессионально занимается фотографией и киносъемкой, много и тех, кто избрал другую профессию, но все они скажут вам одно и то же: "Мария Федоровна научила нас видеть красоту окружающего мира и любить жизнь".

Мастером фото- и киносъемки был и муж Марии Федоровны, этому же ремеслу обучилась их дочь, которая теперь, как и мать, имеет длинный список благодарных учеников. Речь идет о династии Кедровых-Кузьминых, которую в Апатитах знает, наверное, каждый второй.

...А начиналось все в Одессе. Именно там Маша обучилась фотоделу и работала в фотоателье при Доме офицеров, когда познакомилась с талантливым кинооператором с "Мосфильма", который приехал в Одессу на съемки. А еще раньше была война, на которой побывали они оба. Павел Кедров всю войну прошел с "лейкой" в руках - он был военным фотокорреспондентом. Мария Федоровна же так вспоминает то время:

- Мне было неполных 17 лет, когда меня зачислили в сформированную авиационную часть действующей армии Южного фронта. А потом - теплушки, бомбежки и дороги, дороги... Наша часть - это три эшелона, в которых помещались авиационные мастерские, и двигались они вместе с фронтом от Одессы до Сталинграда. Помню огромные цеха с заколоченными окнами, продуваемые всеми ветрами, лютые морозы и бочки с опилками и соляркой, у которых мы грели окоченевшие от холода руки.

А потом разгром немцев под Сталинградом и дорога на Запад... Когда наши войска перешли границу Советского Союза, авиационная часть, где служила Мария, была расформирована, и она вернулась в Одессу.

Послевоенная жизнь, уже вдвоем с Павлом, а затем и с дочкой Таней, походила на праздничную карусель: из приморской Одессы их бросило в Норильск, затем в Красноярск. И везде были свои киностудии и множество учеников, и дом был всегда полон друзей - таких же творческих и жизнерадостных... Только вот недолго длилось такое счастье. В 1962 году Павла не стало. Дальнейшие странствия Мария Федоровна и Таня продолжили уже без него.

Вскоре судьба забросила Кедровых на Кольский полуостров. Тогда здесь не было ни одной юношеской студии киносъемки. Студия, созданная Марией Федоровной в Апатитах, стала первой. И уже в 1969 году на Всесоюзном смотре на ВДНХ студийцы из Мурманской области представили свой фильм "Кем быть" - юные мастера показали, какой широкий выбор жизненных путей стоит перед молодым человеком их эпохи и каждый путь достоин уважения. Что касается самих ребят, то, как мы уже говорили, многие из них выбрали путь, который открыла им Мария Федоровна. "Учитель прекрасного" - так называлась заметка о Кедровой, которую написал много лет назад в областную газету известный в Мурманске фотомастер Александр Степаненко, ее ученик.

- Да, я всегда считала, что фотограф и киномастер должны замечать вокруг прекрасное или тревожащее душу, не просмотреть всего этого за внешней обыденностью, - говорит Мария Федоровна. - Воспитывать нужно художника и гражданина одновременно. Мы ходили в походы, ездили на экскурсии в музеи, были в самой гуще событий в нашем городе - вели настоящую кино- и фотолетопись Хибин. Огромные снимки, на которых были запечатлены все важные события в жизни города и производства, заполняли стенды Дворца культуры.

Чтобы все успевать, нужно свою жизнь полностью подчинить этому вихрю событий. Так Мария Федоровна и сделала. Она вела занятия в группах, где постигали законы мастерства сразу и юные фотографы, и кинооператоры. Для этого нужно обладать талантом полководца: чтобы ребята, занятые на разных этапах проявки-печати, не пересекались, не мешали друг другу, вовремя получили совет и добились в конце концов желанного результата.

Кроме того, Мария Федоровна вела занятия среди взрослых любителей фотографии, а в остальное время - работала фотографом и кинооператором на городских мероприятиях. Звание хроникера и летописца ко многому обязывает.

- Безумно жаль, что эти бесценные архивы затерялись, - вздыхает она. Был период, когда Кедрова уехала из Апатитов, а вернувшись, архива не нашла. Однако учеников удалось набрать без труда, и вновь закипела работа.

...А тем временем выросла дочь. И тоже стала фотографом и педагогом. Ученики Татьяны Павловны Кузьминой из года в год участвуют в выставках российского масштаба, из года в год привозят с них дипломы лауреатов и призеров. Вот только в марте съездили в Москву на Всероссийский фестиваль искусств, где 44 коллектива представили полторы тысячи фоторабот. Апатитский "Ракорд" привез оттуда два диплома лауреатов, три первых и два вторых места в разных номинациях. Высоко держать марку для них привычно, дипломы уже перестали вывешивать на стенку - не помещаются.

Педагогические принципы в династии Кедровых-Кузьминых остаются прежними.

- Пока мы были в Москве, детям сказала - никаких магазинов, - рассказывает Татьяна Павловна. - Фотоаппараты в руки - и поехали в Коломенское, Новодевичий монастырь, Пушкинский музей... За три дня многое успели увидеть. По возвращении у себя на станции юных техников целую выставку организовали.

Принципы - прежние, а дети, похоже, другие.

- Сейчас заинтересовать их чем-либо гораздо труднее, нежели лет 20-30 назад, - считает Кузьмина. - Нынче на первом месте - компьютер, чудеса фототехники не кажутся такими уж чудесами, особенно если учесть, что фотографируем мы "Зенитами" и "мыльницами". Пленки - дефицит (дорого, родители много не покупают, а у станции денег нет), "химии" для проявки-печати тоже не купишь. Мечтаем о компьютере, чтобы можно было "поколдовать" над фотографией, но это уж если только кто подарок нам такой сделает.

Несмотря на это, учеников по-прежнему много, и некоторые из них на вопрос, кем ты хочешь стать отвечают - фотожурналистом. Нет, это время, пожалуй, другое. А дети остались прежними, ведь нужно им то же, что и раньше, - внимание, чуткий педагог рядом, интересное дело. И они рады, когда находится человек, который откроет им глаза и скажет - посмотри, какой чудесный мир вокруг.

...А Мария Федоровна и сейчас, идя по улице, не любит глядеть под ноги. Она смотрит вокруг себя и, увидев, например, сказочно огромный круг луны над верхушками деревьев, обязательно остановится, чтобы полюбоваться, и прохожим скажет: "Остановитесь, посмотрите". И люди благодарны ей за это.

На снимках: мать и дочь; Т. Кузьмина с учениками на станции юных техников; Павел Кедров всю войну прошел с "лейкой" в руках.

Анна СЕРГЕЕВА