Уже довольно давно в стране говорят о кризисе в воспроизводстве минерально-сырьевой базы. Ранее руководители федеральных органов называли одним из главных факторов, тормозящих геологоразведочный процесс, принцип "двух ключей", по которому в соответствии с 72-й статьей Конституции у субъекта Федерации было право совместного с федеральным центром управления недрами. Навязывалась одна точка зрения: лицензирование срывается или сдерживается регионами. В августе прошлого года "второй ключ" у регионов был отнят, а по новому закону "О недрах" их права были еще более урезаны: все недра были объявлены федеральной собственностью.

Понятно, что тот, кому принадлежат недра, и должен обеспечивать воспроизводство минерально-сырьевой базы. Тем не менее глава Минприроды Юрий Трутнев в последнее время настаивает на паритетном выделении средств на геологоразведку из федерального и регионального бюджетов. В правительстве Мурманской области в свою очередь считают: реализовать предложения министра без возврата полномочий региону просто невозможно. В случае выделения средств на финансирование геологоразведочных работ из областного бюджета они будут признаны нецелевыми со всеми вытекающими из федеральных норм санкциями и последствиями.

От чего же мы отказались и с чем остались в процессе реформы природопользования? В этой сфере у нас в Мурманской области был единый орган государственного управления; с Минприроды действовало соглашение о совместном делегировании ему полномочий по лицензированию, и проблем не возникало. Схема действовала эффективно и дала высокие результаты.

В период 2000-2004гг. на территории области на геологическое изучение недр израсходовано 1787 млн. руб. Основным источником финансирования были средства областного бюджета, выделявшиеся на реализацию территориальной программы геологического изучения недр. За эти годы открыто пять новых месторождений (титановых руд, хромитов, платинометальных руд). По результатам поисковых работ и научного прогноза выделено 50 новых перспективных участков недр. Подготовлен серьезный задел для привлечения средств недропользователей. Объем их вложений постоянно возрастал и планировался на 2005 год в сумме 975 млн. рублей. Только в течение 2004 года на один рубль затрат областного бюджета привлечено 37 рублей инвестиций.

Но ситуация стала меняться в худшую сторону. Несвоевременное оформление в центре лицензий на геологическое изучение привело к срывам полевых работ, выделявшиеся средства не осваивались, темпы воспроизводства минерально-сырьевой базы были потеряны.

Оставалась надежда, что реорганизация исполнительной власти Российской Федерации изменит эту неблагоприятную тенденцию. Однако с сентября 2004 года лицензии на геологическое изучение вообще перестали выдаваться.

Областные власти и геологи забили тревогу. В соответствии с решением горно-геологической коллегии губернатор обратился к Юрию Трутневу с просьбой ускорить утверждение перечня объектов лицензирования по Мурманской области на 2005 год. Этот перечень до сих пор не рассмотрен в Федеральном агентстве по недропользованию со ссылкой на отсутствие регламента, а в Мурманской области таких объектов - 25.

Между тем полевой сезон наступает. Остаются считаные дни для доставки оборудования на некоторые участки.

О связанных со срывом полевого сезона потерях для региона и государства и о других проблемах отрасли говорил недавно в Санкт-Петербурге на 3-м съезде горнопромышленников Северо-Запада России и первый заместитель губернатора, руководитель горно-геологической коллегии области Александр Селин. Он довел до делегатов съезда мнение наших горняков о новой редакции закона "О недрах". Одним из его недостатков является отсутствие экономического механизма по привлечению средств предприятий, предоставлению льгот предприятиям, вкладывающим средства в геологическое изучение недр, возмещению регионам недропользователями средств, потраченных на геологоразведку из региональных бюджетов. Говорил Александр Селин и о других слабых местах законопроекта.

Очевидно, что времени на разрешение системного кризиса органов государственной власти по предметам совместного ведения остается немного. Все выработанные горно-геологической коллегией Мурманской области предложения включены в решения съезда. Областное правительство предлагает уже в этом году приступить, как того требует статья 77 Конституции, к организации единого органа исполнительной власти в сфере природопользования на основе слияния всех территориальных органов федеральных структур МПР России с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В новом законе "О недрах" должна быть сохранена единая государственная собственность на недра без разделения на виды собственности, но с выделением участков недр, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации и совместном ведении. Территориальные программы геологического изучения недр должны разрабатываться как составная часть соответствующей государственной программы. Иначе привлечение средств региональных бюджетов станет невозможным, а перспективы минерально-сырьевого комплекса окажутся еще более туманными.

Николай ВЛАДИМИРОВ