Все ближе последний школьный звонок, и все чаще замирает в волнении сердце выпускника. Во-первых, как сдам экзамены? И, во-вторых, что-то ждет после школы? Каким же представляется сегодняшним выпускникам их будущее? Об этом ученики трех одиннадцатых классов кандалакшской средней школы № 10 рассказали в анкетах, которые предложили им мы с методистом ИМЦ учреждений образования города Галиной Былиной.

Итак, первый вопрос: "Кем вы хотели бы работать"? Судя по ответам, большинство (30 из 41 опрошенного) мечтают о работе интеллектуального характера: экономистом, дизайнером, программистом, юристом, психологом, журналистом, биологом. Симпатична ребятам и сфера обслуживания: визажист, стилист, парикмахер, повар, косметолог, работа в сфере туризма, рекламы. Особняком - отряд милиции особого назначения (ОМОН). Двое ребят решили стать слесарями по КИП и автоматике на ГЭС. Есть и такие, что не знают еще, кем хотели бы стать. А вот Маша А. пишет: "Я с удовольствием стала бы каким-нибудь начальником".

Чем же привлекают выбранные виды занятий? Одних - общение с людьми (журналисты, психологи), а кому-то просто нравится творческая интеллектуальная деятельность. Маша С., решившая стать врачом-онкологом, так объяснила свой выбор: "Очень много людей болеет раком. Я хочу помочь им и - чтоб можно было бы придумать суперлекарство от этой болезни". Дима К. хочет стать геологом: "Мне интересно было бы исследовать земную кору". Яна Л., мечтающая выучиться на юриста, пишет, что ей хочется "защищать людей, которые осуждены неправомерно". Алису Т. избранная ею профессия "банкир (аудит)" привлекает своей ответственностью.

Ну а кто или что повлиял на выбор ребят? Большинство ответили "никто", мол, "это мой выбор". Одним о будущей профессии стало известно из любимых школьных дисциплин, у других она - мечта детства. А на вопрос о влиянии на выбор жизненного пути родителей 61 процент ребят ответили "нет". Некоторые подтверждают моральную поддержку со стороны близких, их совет, одобрение. Так, Ярослава Ч. пишет: "С детства я мечтала быть милиционером и даже пошла в правовой класс... Но мои родители решили все за меня, и я считаю, что это правильно, так как они лучше знают, что в дальнейшем пригодится мне. Теперь мой путь лежит в науку - биологию и химию". Лишь на выбор двоих повлияли друзья.

Насколько ребята осведомлены о будущих своих профессиях? Из их ответов выходит, что "поверхностно", "частично", "очень мало", "относительно", " почти неизвестна". А коли так, то не исключены ведь и разочарования. Кому-то, вероятно, и не удастся поступить в желаемый вуз и на такой случай должны быть запасные варианты, другая профессия на примете. Среди таковых названы "социолог", "лингвист", "медсестра", "теплотехник", ветеринар, "частный предприниматель". Многие о другой профессии, способной привлечь их внимание, пишут "никакая", "понятия не имею", "не задумывался об этом" или просто - "хорошо оплачиваемая".

Кстати, об этой стороне дела. Несколько лет назад, в годы материального неблагополучия основной массы наших сограждан, большинство школьников отдавали предпочтение профессиям исключительно "денежным": в сфере финансов или дорогостоящего сервиса, в крупных престижных фирмах.

В нашем случае тенденция несколько иная: в выборе профессии молодыми движет уже не только стремление к достатку. У нынешних выпускников в большинстве случаев это выбор, похоже, души. Впрочем, и прагматизма в них с избытком. Обычные в прежние, советские, годы романтические мечты стать летчиком, моряком, военным, космонавтом сегодня - редкость. Ни врачами, ни учителями, ни офицерами наши респонденты стать в массе своей тоже не желают.

Почти все ребята убеждены, что следующий их шаг - дальнейшая учеба, получение профессии. Учиться намерены в основном в вузах Мурманска, Санкт-Петербурга, Вологды, Нижнего Новгорода. Видим лишь один ответ "еще не решила" (чем заниматься) и один - "буду работать и учиться заочно".

А что думают выпускники об устройстве своей семейной жизни? Только одна назвала конкретный срок замужества: через два месяца. У подавляющего же большинства единодушный взгляд на обзаведение семьей: лишь после того, как получат образование и обретут работу, прочно станут на ноги. Хорошо это или плохо? С точки зрения житейского прагматизма - хорошо, а с позиции человеческой? Не видно, чтобы кто-либо из опрошенных учитывал истинный повод для женитьбы или замужества - взаимную любовь. А она ведь редко ждет годами желанного устройства в жизни.

И наконец, интересно было узнать, с какой долей оптимизма смотрят нынешние юные на благополучное устройство своей жизни в ближайшие 5-10 лет. Ответы разные. Те, кто выразили свой оптимизм в процентах, назвали цифры от 20 до 110. Лишь один ответ вызывающе, нарочито пессимистический - 0,0001%. Показателен ответ Дарии Т.: "работа - 70%, учеба - 90%, жилье - 10%, семья - 50%". "Неуверенность насчет поступления (в вуз), а в остальном - оптимистично", - пишет Татьяна К. А ответ Алины М. скорее философский: "Оптимизма - море, но реализма - тоже".

Последним утверждением обобщенно выражено, пожалуй, типичное настроение выпускников в отношении своего послешкольного будущего. И это, в общем, радует. По всему видно, что-то меняется в нынешней нашей жизни. И, похоже, не всегда к худшему.

Игорь ЧЕСНОКОВ, Кандалакша