- Все, кто летал, кто обслуживал самолеты, относятся к ним, как к живым существам. Самолет жив, пока он летает. Для нас этот По-2 живой - так говорил замечательный летчик палубной авиации Виктор Дубовой на состоявшейся 1 мая церемонии, посвященной проводам из Мурманска знаменитого самолета военных лет.

По-2 был найден поисковиками под Кандалакшей. После гибели от самолета остались лишь металлические части: шасси, коробки крыльев, моторама, двигатель. Деревянные - сгорели. Однако "небесного тихохода", которым смогли полюбоваться тысячи мурманчан, нельзя назвать новоделом. Это восстановленная реальная машина, ведь при реставрации использовались детали и механизмы тех лет, когда По-2 активно использовался и в гражданской авиации, и в военных целях (помните, полк бомбардировщиц Марины Расковой - "ночных ведьм", как называли их немцы). В России летающих По-2 можно перечесть по пальцам. И все остальные - именно новоделы, восстановленный только один - этот. В мае он отправится из Мурманска в столицу, где займет почетное место в национальной коллекции раритетных самолетов Великой Отечественной в подмосковном Монино.

Восстановлен самолет в рамках проекта "Крылатая память Победы" еще год назад. Задумал непростое это дело мурманский Авиационно-технический центр имени Бориса Сафонова, а осуществить при поддержке губернатора нашего края помог Северо-Западный социологический научно-исследовательский центр "Социум". Основные восстановительные работы провели на Дальнем Востоке, в Арсеньеве, специалисты авиационно-реставрационной группы, мастерские которой находятся на территории завода "Прогресс", выпускающего вертолеты Ка-50.

- Ручка и детали системы управления, двигатель - настоящие, - рассказал нам один из тех, кто занимался самолетом в Арсеньеве, авиаинженер Виктор Акимов. - Движок восстанавливали на 24-м авиаремонтном заводе в Хабаровске, который выпускает самолеты АН-2. Нашли старичка-мастера, который еще в войну этим занимался. Нашли технологию и перебрали двигатель. Мотор - это ведь сердце самолета, он должен работать как часы. Винт, правда, новый. Старый, "родной", нам подарили в Монино. По нему делали этот: специальная болваночка - внутренняя сторона из ясеня, наружная - дубовая. Потом все это фрезировалось, обрабатывалось. Технологию выдержали строго: покрыли слоем стеклоткани, хорошо покрасили и предельно точно выполнили балансировку на специальном стенде. Полгода ушло на винт, потому и немного припоздал он - только вчера привезли...

Вся жизнь Виктора Акимова связана с авиацией. Окончил политех в Комсомольске-на-Амуре, а затем Московский авиационный институт, самолетами, в том числе и их восстановлением, занимается несколько десятков лет:

- Одновременно с По-2 мы восстанавливали У-4, который уже установлен на Поклонной горе. Также - японский истребитель "Хаябуса". Сейчас работаем с Як-18 - на таком летал Юрий Гагарин, когда у вас здесь служил. Тоже будет летать. Начали работать над "Ньюпором" - на таком Нестеров сделал свою "мертвую петлю". Здесь работа предстоит посложнее: эпоха Первой мировой, ни одного "Ньюпора" не сохранилось с тех пор, поэтому нужно искать литературу, чертежи...

Именно Виктор Васильевич готовит мурманский По-2 к перелету. По его мнению, технически он вполне возможен. Дальность - 1800 километров. Летчиков двое: уже знакомый мурманчанам Владимир Козак (он опробовал машину в марте и октябре прошлого года) и Николай Измайлов, опытнейший летчик, отлетавший на таких машинах около 10 тысяч часов, поднимавший в воздух и наш По-2.

- Технически он готов к перелету на сто процентов, - считает Акимов. - Предполагаем погонять в воздухе его еще в Мурмашах, где он будет находиться до перегона. Самый сложный участок - пятичасовой, а запас топлива - 120 литров, это на четыре часа полета. Сейчас вот ломаем голову, куда поставить дополнительный бак литров на двадцать-тридцать. Самолет будет обеспечен связью, чего на По-2 никогда не было. А так тут появятся и радиостанция, и новейшие навигационные приборы.

Однако, по мнению руководителя Авиационно-технического центра Геннадия Чударова, самолет едва ли сможет выполнить весь перелет. Технически-то он готов, но до 15 мая полеты на подобных летательных аппаратах запрещены. Да и погодные условия, скорее всего, не позволят пройти весь маршрут. Ведь и в октябре на празднике, посвященном 60-летию Победы в Заполярье, он поднимался в воздух - метров на пятнадцать, но из-за сильного бокового ветра пришлось отказаться от продолжения полета. Впрочем, один из восьми участков маршрута самолет непременно пролетит. Но большую часть пути преодолеет в разобранном виде (как и хранился последние месяцы) в грузовике.

По словам Чударова, сейчас уже почти готов к полетам и Миг-3. Части шести боевых машин, из которых его восстанавливали, найдены в Карелии и у нас в районе Африканды. Было непросто довести до ума "родной" двигатель Мига. Так что первые полеты на нем пройдут на американском моторе, а потом уж, даст Бог, войдет в строй и свой движок.

- А с По-2 не жалко расставаться?

- Знаете, что имеем, не храним - потерявши, плачем... Ну, а если серьезно, то не жаль. В Монино он будет в хороших руках. И Федерация авиареставраторов России, которая активно участвовала в восстановлении, под боком. Там ему проще будет участвовать и в съемках исторических фильмов, и в авиашоу. Сами понимаете, перевозить каждый раз машину почти за две тысячи километров сложно, да и дорого. Он будет там собран, в любой момент готов к полету.

А вот Валерий Марарица, председатель правления АТЦ имени Бориса Сафонова, на тот же вопрос ответил иначе:

- Как не жаль! Сколько крови выпил, сколько сил отнял... Да, жаль. Но содержать его нам не под силу.

...Несколько часов "небесный тихоход" находился в центре города, на пустыре между универмагами "Мурманск" и "Детский мир". Проводы самолета превратились в настоящий праздник (устроить его помогли строители и проектировщики многофункционального комплекса "О,кей"). Помимо живого общения с летающей легендой (вездесущие мальчишки излазали самолет буквально вдоль и поперек) здесь можно было и каши армейской из настоящей полевой кухни отведать, и хорошую музыку - песни военных лет послушать, и вспомнить былое.

Мурманчанка Галина Николаевна Перфильева, как оказалось, во время войны готовила такие же самолеты к полетам, служила на аэродроме техником. А в единственном вылете, который совершила, была ранена. К отреставрированной машине она отнеслась с нежностью, как к боевому другу. С удовольствием откликнулась на предложение подняться к кабине пилота...

Дмитрий КОРЖОВ