- Сейчас есть планы - опрокинуть Россию: заново поделить Арктику, объявить ее международной собственностью. Низко кланяюсь нашим предкам, которые, осваивая Северный морской путь, торили прямую дорогу к национальному могуществу России. В основании их трудов лежала бескорыстная забота о благе Отечества нашего. Это было в ту пору не пустое слово и для чиновничества нашего... - так говорил начальник штаба морских операций Мурманского морского пароходства Николай Бабич. Его доклад на недавней научно-исторической конференции "Прошлое и настоящее арктического мореплавания" был посвящен работе ММП на современном этапе - времени значимых изменений в жизни страны и пароходства.

Конференция была посвящена 130-летию Архангельско-Мурманского срочного пароходства и длилась два дня. Участников и гостей форума тепло поздравил нынешний генеральный директор ММП Александр Михайлов.

- Опыт арктического мореплавания должен быть нами использован в полной мере. Нельзя забывать то, что было сделано нашими предшественниками... - считает Александр Михайлович.

Любопытно, что конференция решила отказаться от привычной формы проведения подобных форумов и работать без президиума. Думаете почему? Да просто в зале было столь много уважаемых людей: прославленных полярных капитанов (Кучиев, Улитин, Селиверстов - этот ряд можно длить и длить), ученых, писателей, нынешних флотских руководителей, что президиум мог оказаться больше остального зала.

Да, немало выступлений было посвящено прошлому, истории, но разговор - неизменно - касался и дня сегодняшнего, и, что особенно важно, будущего. По общему мнению, от того, сохраним ли мы свои позиции в Арктике, на трассах Северного морского пути, зависит завтрашний день всей России - ее место в мире, ее благосостояние.

Эта мысль отчетливо звучала и в докладе Александра Ушакова, представлявшего Федеральное агентство морского и речного транспорта. По его мнению Северный морской путь (кратчайший путь из Европы в Северную Америку) в XXI веке будет иметь и для всего мира, и для нашей страны колоссальное, определяющее значение. Ведь природные богатства Крайнего Севера необозримы, один только арктический шельф содержит, по оценкам специалистов, едва ли не треть всех мировых запасов нефти и газа. Но для того, чтобы воспользоваться этими чудо-закромами, нужна современная техника - в первую очередь ледоколы. Созданного в СССР атомфлота нам хватит до 2012 года. А дальше, если государство не изменит своего отношения к этой проблеме, Северный морской путь замрет - проводка грузов по его трассам прекратится. Ясно, что без мощных ледоколов в Арктике делать нечего.

Замечательное сообщение представила на конференции историк из Москвы Инна Симонова. Она - кандидат исторических наук, автор увидевшей свет в 2002 году в серии "Жизнь замечательных людей" книги о выдающемся русском промышленнике Федоре Чижове, основателе Архангельско-Мурманского срочного пароходства. Затевая новое пароходство, Чижов, по его собственным словам, "отдал все до копейки, да еще и призанял..." Сейчас, чтобы сохранить Севморпуть, снова нужны деньги - и немалые. Хватит ли на то сил у государства, пока неведомо. Но, думается, поддержка современного Чижова в этой ситуации стране бы не помешала. Да где они - новые Чижовы? Вопрос без ответа.

Второй день работы начался с возложения цветов к памятнику ледоколу "Ермак". Затем участники познакомились с экспозициями музея пароходства, а оттуда отправились на будущий музей - первенец атомного ледокольного флота "Ленин", где были подведены итоги конференции. Здесь же судовой врач Виталий Яковенко представил свою, недавно увидевшую свет, книгу флотских рассказов "Мы танцуем с Арктикой танго".

Подробнее о наиболее значимых и интересных моментах этого научного совещания читайте в одном из ближайших номеров газеты.

Дмитрий КОРЖОВ