На Соловецких островах состоялся второй семинар некоммерческого партнерства "Ассоциация городов юга Кольского полуострова". Он был посвящен перспективам развития и продвижения единого турпродукта городов и фирм России и Скандинавии.

Ассоциация создана в начале этого года, в ее работе активное участие принимают муниципалитеты Финляндии, Швеции и Норвегии, так как множество проблем и задач оказываются схожими. Прежде всего это касается туризма.

На Север едет два процента

Вот некоторые статистические данные. Горнолыжный курорт "Рука" (несмотря на то, что слово "горный" применительно к Финляндии звучит так же, как "альпинизм на Валдайской возвышенности") привлекает ежегодно полтора миллиона человек. Шведский город Елливаре - такой же горнопромышленный город, как и Кировск (и его побратим), - принимает по 800 тысяч. На самую северную точку Европы - мыс Нордкап в Норвегии - приезжает по 200 тысяч туристов. Цифры выглядят впечатляюще, несмотря на то, что скандинавы включают в статистику поездки на автомобилях жителей ближайших населенных пунктов. Для сравнения: в Апатитах в прошлом году побывало девять тысяч человек, "неорганизованных" туристов, не учитываемых никакой статистикой, - в несколько раз больше, но общей картины это не меняет.

Исследования фирмы "Нордик маркетинг" (ее создали туристские предприятия Скандинавских стран и Германии) показали: только два процента путевок и туров, продающихся в Германии, - на Север. Так что немцы (эта нация считается в мире одной из самых "путешествующих"), так же как и россияне, предпочитают отдыхать южнее, чем живут.

Для того чтобы северные туры стали более привлекательными для жителей всей Европы, финны предложили российским коллегам выстроить общую туристскую программу и продвигать единый турпродукт. Этой информацией поделился с членами апатитского координационного совета по туризму председатель правления Ассоциации Алексей Терещенко, вернувшийся с семинара на Соловках.

Брэнд "Хибины"

Апатиты, Кировск и Хибины являются единым брэндом, который нужно общими усилиями продвигать на российский и европейский рынки, - эту идею Терещенко доказывает на всех уровнях власти и бизнеса с начала 90-х годов. На заседании апатитского координационного совета он заявил, что городская программа развития туризма должна стать программой для всего юга Кольского полуострова.

Обсудив "международные дела", члены координационного совета перешел к делам "внутренним", то есть к обсуждению проекта программы. Председатель совета, он же - председатель городского спорткомитета Сергей Михаэлис, предупредил, что этот документ сейчас является всего лишь основой, которую надо представить на обсуждение депутатам горсовета уже в июне, чтобы к осени появился полноценный документ.

Именно поэтому члены совета лишь усмехнулись, когда увидели в проекте программы слова о создании городского яхт-клуба. Высказались в том смысле, что поселок Тик-Губа - это действительно "морские ворота" города, имеющие сейчас очень непривлекательный вид, что паруса - это красиво и здорово, но в программе лучше предусмотреть развитие и ремонт уже существующих объектов туристской инфраструктуры. Сейчас это реальнее и нужнее, чем создавать новые.

Уже давно возникла необходимость подготовить экономическое обоснование национального парка "Хибины", создания музея под открытым небом "Экостровское кинтище", однако средств нет, и где их взять - неизвестно, и потому эти проблемы лучше отложить до лучших времен.

Два часа от "Саллы"

Куда реальнее обустроить Воробьиную гору (ее обычно называют Воробьинкой) - установить нормальный горнолыжный подъемник, обеспечить хоть какой-нибудь сервис, вроде кафе. И желающих там кататься будет очень много: не всегда и не у всех жителей Апатитов есть деньги и возможность поехать в Кировск, а Воробьинка - вот она, дешево и близко. Туда же народ устремляется, если в Кировске непогода. Вполне можно создать на Воробьинке инфраструктуру на паях, за счет взносов частных лиц.

Наиболее же перспективными (в том числе и в денежном отношении) и лучше всего проработанными, по словам Алексея Терещенко, являются сейчас снегоходные туры: финские фирмы катают своих клиентов по Финляндии и заодно привозят в Россию. Путь от КПП "Салла" до Хибин на снегоходе занимает всего около двух часов, маршрут можно продолжить до Умбы и Варзуги.

Совет отметил, что ничего не сказано в программе о самом массовом и общедоступном виде отдыха - туризме выходного дня. А ведь его организацией уже давно занимается несколько клубов, действующих при городском центре молодежных инициатив. Необходимо привлекать к сотрудничеству промышленные предприятия, прежде всего АО "Апатит": подъем на плато Расвумчорр и спуск в "подземку" Кировского рудника, как правило, производят на гостей неизгладимое впечатление. Необходимо заниматься нормативно-правовой базой - участвовать в разработке законопроектов, затрагивающих объекты туристской деятельности; содействовать программам подготовки кадров на базе многочисленных апатитских вузов; развивать научный и образовательный туризм (присвоят городу статус наукограда или нет - неизвестно, но Кольский научный центр здесь был и будет).

С небес на землю

Как обычно бывает при обсуждении столь многоплановой темы, как туризм, идей высказывалось множество, но членов координационного совета спустил с небес на землю заместитель главы города Валерий Победоносцев. "Какой может быть туризм при нынешнем состоянии дорог? - заметил он. - Дороги в Апатитах в катастрофическом состоянии, а УЖКХ к их ремонту еще не приступало. Весь дорожный налог уходит в федеральный бюджет, на ремонт оттуда не поступает ничего, а дороги остаются в муниципальном ведении. Уже через несколько лет Апатиты, а с ними и Кировск могут оказаться отрезанными от "ленинградки"! Нужно бить в колокола, а вы говорите - яхт-клуб..."

Тем не менее проект программы удостоился похвалы председателя городского комитета по экономике Елены Кислицыной: "Очень грамотный и квалифицированный подход". Она отметила также, что необходимо обеспечить всем предприятиям, фирмам и частным лицам равный доступ к участию в программе как на стадии ее разработки, так и реализации. А также заняться рекламно-информационным обеспечением: поставить хотя бы щиты с информацией в местах, где бывает много приезжих, - на вокзале, в аэропорту: "Надписи типа "Добро пожаловать" никому ни о чем не говорят".

Или мы или никто?

Туризма как отрасли экономики в Апатитах, да и в Мурманской области, еще почти нет, а вот проблемы уже назревают. Это, например, конкуренция турфирм: каждая предпочитает действовать по принципу "или мне, или никому". То есть не подпустить коллег-конкурентов к обслуживанию какой-либо группы, несмотря на то, что удовлетворить все пожелания клиентов в одиночку не в состоянии. Или "теневой туризм" - частные туроператоры. Формально они не являются предпринимателями, никаких лицензий и разрешений у них нет, но активно рекламируют свои услуги в Интернете (это к слову о "рекламно-информационном обеспечении"), и количеству их клиентов могут позавидовать многие официальные турфирмы. Или возрастающая активность московских и питерских туроператоров, привозящих на Кольский полуостров своих клиентов: со временем они могут просто вытеснить местных предпринимателей с нашего же туристского рынка.

Впрочем, если исходить из того, что цель программы, как было заявлено на совещании, не просто привлечь туристов, а занять местное население, то и проблем особых нет. Ими члены координационного совета предпочитают заниматься по мере поступления.

Михаил РЫЖОВ