Бутылка шампанского летит в огромную стальную "лапищу" погрузчика... И вот уже машина "крещена" шипучими брызгами на горняцкий труд. Отныне ей вместе с пятью американскими собратьями - автосамосвалами фирмы "Катерпиллар" - предстоит осваивать заполярные недра, добывать апатит.

В минувший понедельник получена стотысячная тонна руды на Суолуайвском участке Ньорпахкского карьера Восточного рудника объединения "Апатит". К этому моменту были приурочены торжественные мероприятия, посвященные возобновлению работ на данном участке. Его новая жизнь после многолетнего перерыва началась вместе с новой техникой.

- Я испытываю очень волнительные чувства, - признался генеральный директор ОАО "Апатит" Алексей Григорьев. - На этом самом месте я не был 12 лет - с того момента, как мы были вынуждены поставить на консервацию Суолуайвское месторождение... Пройдя очень непростой путь, мы возрождаемся, принимаем эффективные решения, приобретаем высокопроизводительную технику, которую эксплуатируют первоклассные специалисты...

В начале 90-х в карьере добывали руду 8-кубовыми экскаваторами, а возили 40-тонными "БелАЗами". Техника, пришедшая на смену, существенно превосходит прежнюю.

Автосамосвал "Cat 785" оснащен экономичным двигателем и гидромеханической передачей. Последнее позволяет ему легко справляться с крутыми склонами - весьма полезное в данном случае умение. Ведь "Катерпилларам" приходится передвигаться по "серпантину" карьера. Грузоподъемность машины - 136 тонн. Первые два транспортных гиганта, из пяти закупленных, введены в эксплуатацию еще в мае и уже продемонстрировали на деле, насколько эффективны и производительны. При этом работать на них, судя по отзывам водителей, одно удовольствие.

- Приятно, конечно, - удобно, комфортно. Чувствуешь себя, как в легковой машине. Сложностей в управлении нет, - поделился Минислав Джабаров.

А когда мы тронулись в путь, я смогла убедиться и в комфорте, и в том, как "умная" машина ведет себя на спусках.

- Видите, я не давлю на педаль, а торможение происходит. Как только дорога начинает идти под уклон, срабатывает автоматический тормоз, - поясняет Минислав.

Собрать иностранную технику и освоить ее в теории рабочим рудника помогли представители компании-поставщика "Цеппелин Русланд". А практику водители проходили на Ковдорском ГОКе, где "Катерпиллары" используют уже не один год.

Американский погрузчик - под стать автосамосвалам весьма внушительных размеров - в работе оказался очень шустрым. Легко поворачиваясь и разворачиваясь, за раз поддевая ковшом 11,5 куба руды, он быстро справляется с загрузкой. В этом деле он соревнуется с немецким гидравлическим экскаватором, у которого габариты даже побольше, а вот захват поменьше - 10 кубометров.

- Решение о расконсервации Суолуайвского участка принималось с учетом приобретения вот такого технологического комплекса, - отметил Алексей Григорьев.

Введение в эксплуатацию новой техники - свидетельство практической реализации программы, принятой на "Апатите". Она предусматривает техническое перевооружение и модернизацию существующего оборудования. Обходится это недешево. Контракт на покупку американских машин обошелся предприятию в 10 миллионов долларов. Но зато теперь на вооружении у добытчиков апатита высококлассные машины.

- Сегодня, запуская эту технику, мы открываем новый этап, - отметил директор по транспорту Александр Лисаков. - И надеюсь, что через 25 лет, в столетний юбилей объединения, можно будет сказать, что она позволила решить поставленные перед нами задачи, позволила открыть новые технологические возможности. В добрый путь!

Татьяна РЯЗАНОВА