Самолет плавно набрал высоту и взял курс на Петербург. Пасмурное мурманское небо осталось внизу, прямо под крыльями. Кто-то из пассажиров уже мысленно загорал на речном песочке или предвкушал встречу с дачными заботами и свежим воздухом. А мы - группа журналистов - летели знакомиться с сокровищами отечественной культуры. Маршрут пролегал не только через город на Неве. Впереди ждали еще Архангельск и Соловецкие острова. Культурное наследие русского Севера стало своего рода наглядным пособием на семинаре под названием "Культура - наше общее достояние".

Его организовали Центр журналистики Северных стран и ассоциация "Баренц Пресс". Двадцать делегатов от редакций газет, радио и телевидения из Мурманской области, Архангельска, Петрозаводска, Петербурга, а также Швеции приняли участие в недельной встрече. А точнее сказать, в большой обзорной экскурсии, рассказавшей о судьбе некоторых архитектурных памятников и музеев, которые сегодня принято называть российскими жемчужинами.

ПО ПРОСЬБЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Вы знаете, где находятся самые точные часы в России? Есть мнение, что вовсе не на Спасской башне Кремля, а на фасаде Константиновского дворца, расположенного в петербургской Стрельне, что на южном побережье Финского залива.

Как известно, при Петре I были оборудованы так называемые "попутные светлицы", в которых самодержец иногда останавливался со свитой. За одной из них закрепилось название Стрельнинская мыза (она же Стрельна), за другой - Петергоф. Здесь находились летние царские резиденции.

После смерти Петра дворец в Стрельне сильно пострадал от пожара. Реставрация здания велась позже, во времена царствования Елизаветы Петровны. А при Екатерине II про дворец забыли: аллеи заросли, озера превратились в болота. Следующим владельцем резиденции был сын императора Павла - Константин. По воле цесаревича угодья Стрельны были возрождены в первозданной красоте. Между прочим, Константин Павлович при всей своей хозяйственности был человеком нрава крутого и непредсказуемого. В загородном дворце у него были жестокие развлечения. Свою четырнадцатилетнюю супругу он сажал в мраморную вазу с толстыми стенками и палил по камню из ружья. Или приходил к жене ранним утром и заставлял ее до завтрака играть на клавесине военные марши. При этом цесаревич стучал ритм на барабане. А то любил пугать гостей: стрелял из пушки, заряженной живыми крысами.

Стрельна нынче носит статус государственного комплекса и называется "Дворец конгрессов". Вокруг дворца расположены обширный парк, пруды и каналы. Сто сорок гектаров земли - такова их площадь.

Еще лет пять назад Константиновский дворец являл собой заброшенную и разграбленную развалину. При большевиках в нем располагались солдатские казармы, затем - Ленинградское арктическое училище.

Представители творческой интеллигенции Петербурга направили письмо Владимиру Путину, в котором попросили принять меры по спасению шедевра российской архитектуры. Дворец был взят на баланс производственно-технического объединения Управления делами Президента РФ. И в 2001 году начались работы по восстановлению дворцово-паркового ансамбля. На реконструкцию "графских развалин" ушло 280 миллионов долларов. Так стрельна стала роскошной резиденцией российского президента. Сегодня здесь проводятся научные, культурные и общественные мероприятия государственного и международного уровня.

Также на территории резиденции находится Консульская деревня. Это около двух десятков коттеджей в немецком стиле, похожих между собой, как братья-близнецы. Один из домиков - президентский, другие - для его гостей. Здесь уже побывали Герхард Шредер и Жак Ширак. В свободное от делегаций время комнаты коттеджей сдаются для всех желающих, что приносит деньги на содержание дворца и парка. Стоимость проживания зависит от времени года: сто тридцать долларов в сутки зимой, пятьсот-шестьсот - летом.

Дворец конгрессов также открыт для обычных туристов. Например, нашей журналистской делегации довелось увидеть два больших парадных зала с обновленными интерьерами под стиль XIX века. Поразило качество отделки и вкус: египетский мрамор на полу, ковры с эксклюзивными узорами, огромные зеркала, сусальное золото на креслах, мебель из карельской березы, стулья в столовой обтянуты настоящим сафьяном (натуральной кожей особой выделки). Бывший чердак превращен в настоящую кают-компанию, обшитую дубом и черешней. Здесь сиживали за беседой Владимир Путин и Джордж Буш.

О ПЕТЕРГОФ, СВЕЖИ ТВОИ САДЫ!

Это еще один восстановленный пригород Петербурга. 12 июля, в день святых Петра и Павла, Петергофу исполняется триста лет.

Красота фонтанов и парков привлекает толпы туристов. Даже в будние дни здесь многолюдно. Хотя по сравнению с другими архитектурными ансамблями посещение Петергофа считается дорогим удовольствием.

На парковых дорожках можно встретить ряженых дам и кавалеров, настоящие свадебные кортежи, охотников за форелью, которую можно ловить (за деньги, конечно) возле дворца Монплезир, музыкантов.

Во время Великой Отечественной войны в Петергофе почти три года хозяйничали фашисты: вырубали деревья, разоряли и уничтожали все что можно, выстраивали противотанковые заслоны. Большой дворец был взорван и сожжен. Многие статуи, музейные ценности разграблены гитлеровцами. Среди прочих похищена композиция "Самсон, раздирающий пасть льва". Оригинал до сих пор не найден. Сегодня Большой каскад украшает копия знаменитой скульптуры.

Сразу после освобождения в январе 1944 года начались работы по возрождению дворцово-паркового комплекса. Постепенно Петергоф восстал из пепла. Хотя специалисты утверждают, что современный зритель видит всего лишь макет, возведенный в натуральную величину, а не настоящий Петродворец.

Зато это обстоятельство не смущает киношников. В здешних интерьерах и парках нередко снимают фильмы. А смотрители и экскурсоводы Петергофа принимают участие в массовых сценах, обряжаясь в костюмы ушедших эпох. Музейные работники с охотой соглашаются на кинопробы, которые проходят в основном ночью, в свободное от туристов время. Хотя есть у них свои приоритеты. Например, очень уважают Эльдара Рязанова. В этом году режиссер собирается начать съемки картины о сказочнике Андерсене. В качестве заграничного ландшафта будет задействован и Петергоф.

О СУДЬБЕ РУССКОГО ИСКУССТВА

Пожалуй, все, что нашей делегации удалось посмотреть в Петербурге, относилось к тем временам, когда Россия страстно увлекалась европейским образом жизни. От национального колорита в этой архитектуре, призванной "переплюнуть" Версаль, ничего нет. И тем не менее подобные памятники старины продолжают волновать воображение современных людей.

- Все потому, что настоящее искусство создавать разучились, - считает петербургский историк и искусствовед Юрий Гоголицын. - Вот люди и тянутся к музеям, дворцовой обстановке. Я люблю наш город. Но глядя на него, понимаю, что вся его архитектура - это германская, итальянская, французская жвачка.

На встрече с журналистами Баренц-региона он поделился своими соображениями по поводу судьбы русской культуры в целом.

- Мы сейчас начинаем с нуля. В 1917 году за рубеж уехали из России около четырехсот тысяч человек - интеллигенция, художники, писатели, журналисты. О какой национальной традиции сегодня может идти речь? Мне часто приходится участвовать в аукционах в качестве эксперта по антиквариату. Вы знаете, нувориши чаще покупают изящные салонные вещицы, сахарные и приторные по своей сути. Вот когда люди наедятся этой сладости, то обратят внимание на настоящее искусство. У российской культуры все еще впереди. Она молодая.

Ольга ФЕОФАНОВА