Вывести перевалку угля на западный берег Кольского залива, а восточный отдать под контейнерные перевозки. Это одна из возможных схем развития мурманского порта. Но не единственная. Мнения на этот счет самые разные. Есть и те, кто вообще сомневается в необходимости шагнуть на западный берег.

Вчера в Мурманске прошло совещание по вопросам развития транспортного комплекса региона. Его провели полномочный представитель Президента РФ в СЗФО Илья Клебанов, министр транспорта России Игорь Левитин и губернатор Юрий Евдокимов. В числе участников были руководители транспортных предприятий и представители заинтересованных ведомств.

- Главный вопрос сегодня - генеральная схема развития мурманского порта. Какая грузовая база есть и как ее освоить, - сказал Игорь Левитин.

Как отметил в своем выступлении Илья Клебанов, Северо-Западу России нужно реализовывать свое выгодное географическое положение. Во-первых, это мост между Западной Европой и Юго-Восточной Азией. Во-вторых, в ближайшее время регион может стать базой для добычи углеводородного сырья на арктическом шельфе.

- Это важнейшее для нас совещание, - подчеркнул Юрий Евдокимов. Губернатор отметил, что внимание к нашему региону в Москве ощущалось всегда. Благодаря этому за последние полтора года удалось резко нарастить темпы работ на мосту через Кольский залив. И в этом месяце мост должен быть сдан в эксплуатацию.

Что касается порта, то в прошлом году он перевалил 12,8 миллиона тонн. А в этом - уже 13. Есть прогнозы, по которым к 2010 году можно достичь грузооборота в 50, а к 2015 году - в 70-80 миллионов тонн.

Такой скачок требует развития инфраструктуры. Для определения задач нужна генеральная схема развития порта. Как сообщил заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Владимир Попов, утвердить ее планируют в ближайшее время.

Так шагнет ли наш порт через залив? Окончательного ответа пока нет. Все зависит от грузовой базы. То есть от того, какие объемы своей продукции готовы перевалить через наш регион грузоотправители. В первую очередь речь идет об угле, нефти и в перспективе - контейнерных перевозках. Приведенный выше прогноз увеличения грузооборота очень оптимистичный. Есть и другие.

На совещании свое мнение высказали и портовики, и железнодорожники. Первым оптимизма было не занимать. И основные трудности они видели в ограниченных возможностях железной дороги.

А вот вторые в своих оценках были весьма осторожны. Так, директор института "Гипротранстэи" Федор Пехтерев считает, что более 10 миллионов тонн угля в Мурманск не придет. Его попросту неоткуда взять. Российские угли активно переваливают порты республик Прибалтики и Ленинградской области. Стоит ли тогда так активно развивать железнодорожную инфраструктуру?

Второй вопрос: где уголь - пусть даже эти самые 10 миллионов тонн - переваливать? В принципе с этим объемом может справиться и нынешний порт. Но министр транспорта предложил перебросить его на западный берег залива, подальше от города.

Впрочем, это еще не последнее слово. Доля государственных средств в развитии портов в настоящее время весьма незначительна. Основные деньги вкладывают частные инвесторы. Они в конечном счете и будут решать, куда пойдет уголь. А равно и нефть. (Нефтяные проекты для западного берега также существуют.)

Прошедшее совещание не дало ответов на все вопросы, но, по мнению Ильи Клебанова, было весьма интересным.

- Я удовлетворен, - подвел итог состоявшемуся разговору губернатор Юрий Евдокимов, - позиции сторон сблизились.

На прошедшей затем пресс-конференции Игорь Левитин, в частности, отметил:

- Единой позиции пока нет. Но мы выслушали разные мнения. Это и есть цель подобных совещаний. Мне лично импонирует идея развития западного берега Кольского залива. Думаю, перспектива за ним...

- Надо начинать заниматься строительством железнодорожной ветки на ту сторону, - тут же подхватил мысль министра Юрий Евдокимов.

Игорь КУРСАКОВ