"О-о-о-о!" - выкрикивает женщина-нойд, кружа вокруг костра. Удары в бубен и снова гортанные крики. Нойд обращается к четырем сторонам света, просит землю и небо. И призывает на помощь духов, чтобы саамский праздник состоялся.

Не знаю, с их помощью или нет, но девятые Саамские игры в Лопарской в минувшую субботу действительно состоялись. И даже солнце, то и дело пробиваясь сквозь тучи, улыбалось людям. А дождь подождал, пока праздник не завершится.

Трудно быть маленьким древним народом... Жить в сегодняшнем мире - и вслушиваться в далекий зов предков, в голоса родной земли.

- Е-э-э-э... - уносится к небу саамская песня. Лувьт в одно мгновение соединяет человека и с высью над головой, и с неведомыми древними глубинами. Словно струна натягивается между ними. И звенит, вибрирует:

- Е-э-э-э...

- Лувьт - это традиционное саамское горловое пение, - перестав петь, возвращает меня к действительности Эльвира Галкина.

Никто ее не учил. Была маленькой - понемножку подпевала бабушке. А когда выросла и стала матерью, умение открылось само собой - вместе с колыбельными, которые пела ребенку.

- Хочу, чтобы традиция сохранилась, привлекала детей, молодежь. А так как они стремятся к современному, стараюсь объединить его с национальным, - улыбается она.

- Нет ничего лучше Ловозера, - поет по-саамски женщина.

И вдруг в ее пении слышатся птичьи голоса. Вот пронзительно закричала чайка, запричитала куропатка, а следом затоковал глухарь. А вот и кукушка завела свои "подсчеты".

- А как птицам подражать научилась?

В ответ Эльвира смеется и пожимает плечами. Понятно: кто для саама лучший учитель, чем сама природа?

Трудно быть маленьким древним народом... Веками хранить предания, мудрость предков. И делать древние символы символами сегодняшней жизни.

- Я была водой...

- А я - огнем...

Лариса Матрехина и Виктория Кобелева - участницы молодежного театра танца из Ловозера "Танцующие саамы".

- Вода должна быть спокойной, плавной. И движения рук - как волны. Руководитель нам объясняла: как вы чувствуете, так и показывайте, - говорит Лариса. - Музыка и костюм очень помогают почувствовать.

- Каждое выступление выходит по-своему. В них много импровизации, - дополняет Виктория.

Они со своими подругами по коллективу рассказали зрителям о главных для северного народа стихиях - Воде, Земле, Солнце и Огне, которым люди веками поклонялись. А теперь четыре цвета, символизирующие эти стихии, составляют национальный флаг саамов. Синий - это Вода, желтый - Солнце, зеленый - Земля, а красный - Огонь. А еще красный - это цвет крови и потому символ жизни.

Старинных национальных танцев, как у других народов, у саамов нет. Зато есть яркие, выразительные рассказы в движениях о жизни, обычаях, верованиях предков. Рождались и рождаются они сами собой. Ведь саам, как выразилась Эльвира Галкина, творческий человек:

- Если он ходил на охоту, то любил потом рассказать об этом, любил приукрасить. И как раз подражал птицам, зверям.

То, что было присуще предкам, не утрачено и современными коренными жителями Кольской земли. В концертной программе игр значилось: "Владимир Галкин, театр одного актера". А присутствующие стали свидетелями охоты на медведя... Саам действительно "творческий человек", скажу я вам.

В хореографические предания живо вплетается современный язык движений. Не утрачивая при этом своих истоков. Юный ручеек "Вуая" из Лопарской как раз тому пример.

Трудно быть маленьким древним народом... И иметь право с гордостью говорить о своей самобытности, сохраняя ее.

- Саамские игры - это восстановление, возрождение традиций, истории, культуры, - говорит Любовь Ватонена. - В Лопарской есть семья Шаршиных. Три дочери, сын и глава семьи Ольга Семеновна. Они начали здесь первые игры и все девять лет организационно являются их костяком. К летним играм в Ловозере прибавились осенние - в Лопарской.

- Надо обязательно развивать Саамские игры, - убеждена Анна Игонтова. - Это очень привлекает молодежь. Люди начинают больше любить свою культуру. И посмотрите - с каждым годом все больше гостей!

Саамские игры просто спортивными состязаниями никак не назовешь. Они изначально - символ возрождения национальных традиций, утверждение самобытности маленького народа, того, что она жива.

Под звуки песен здесь состязаются в метании аркана на хорей, стрельбе из арбалета, ловле рыбы старинным способом "на банку". И на всех праздниках всеобщий фаворит спортивной программы - женская игра с мячом. Традиционная национальная забава породнилась с современностью только одним - названием. Словосочетание "саамский футбол" хотя и вызывает улыбку, но вполне имеет право на существование. Как-никак в мяч женщины играют ногами.

- Этот обычай связан с летними стоянками, - рассказывает президент Ассоциации кольских саамов Нина Афанасьева. - Мужчины уходили на рыбный промысел и охоту, а в становищах оставались женщины и дети. Женщины работали очень много. И чтобы размяться, отдохнуть, переняли у детей забаву. Можно сказать, игровая пауза в работе.

Участницы в длинных юбках, ворота одни, мяч из оленьей шкуры, победитель тот, кто первым забьет гол. Все выдерживается в рамках традиций.

- Мяч у нас особенный, - под азартные крики игроков и болельщиков продолжает рассказ Нина Елисеевна. - Не мягкий, не прыгучий. Он туго набивается сеном, обрезками шитья. Получается тяжелым. А если во время игры намокнет, и того пуще: пнешь - ноге больно.

Но ни "спортивная форма", захлестывающая ноги, ни "трудный" мяч никого не отпугивают. Наоборот, состязание действует настолько заразительно, что включаются и мужчины. Между прочим, для этого им приходится наряжаться соответствующим образом, в длинные юбки - чтобы не было никаких преимуществ!

На Саамских играх главное - не личная победа. Здесь побеждают все участники. Потому что "играют" за свой народ, за свои традиции. А еще для саамов это праздник встречи с родными, близкими, праздник человеческого общения и единения.

Татьяна РЯЗАНОВА