Мы, горожане, потребляя услуги ЖКХ, раньше мало задумывались, кто, когда, с кем заключает договоры на оказание коммунальных услуг и как эти договоры выглядят. Молча оплачивали предъявляемые нам счета. А многие из нас и сейчас не знают, что существует ст. 430 Гражданского кодекса РФ, которая определяет форму договорных отношений между администрацией города, энергетической компанией и жителями.

Мэрия в наших интересах заключала договоры с тепло- и энергоснабжающими предприятиями. Причем если те и другие являлись в силу той же статьи ГК сторонами договора, то мы, граждане, имели одно-единственное право - требовать надлежащее исполнение договора. Но как требовать то, чего никто в глаза не видывал, не читал? Мы могли лишь догадываться, что какие-то права у нас есть, коль существует закон "О защите прав потребителей", который должен жильцов защищать.

В 2003 году Вячеслав Михайлович Карев, военный пенсионер, бывший заместитель директора 35-го завода по строительству, в суде доказал свое право иметь полную информацию о коммунальных услугах и услугах по ремонту и содержанию жилого дома. Ленинский суд в своем решении обязал УЖКХ г. Мурманска заключить договор с истцом. Однако до его исполнения Вячеслав Михайлович не дожил. Его дело пришлось продолжить мне, как руководителю региональной общественной организации "Мой дом". УЖКХ подал кассационную жалобу в областной суд, который оставил ее без удовлетворения, отметив, что требования истца об оплате реально оказываемых услуг справедливы и обоснованны и порядок их предоставления, объем и качество должны быть отражены в договоре, который обязан соответствовать закону "О защите прав потребителей".

На судебную тяжбу было потрачено четыре месяца, на исполнение решения суда - более двух лет, но ничего так и не изменилось. Договора нет. Если бы администрация города потратила это время на его разработку, то сейчас уже была бы наработана конкретная практика применения подобного договора между жильцом и мэрией на оказание коммунальных услуг, ремонт и содержание жилого дома.

Возникает естественный вопрос: почему мэрия тянет с заключением прямого договора с жильцом? Да потому, что при его наличии надо будет отвечать по нему в полном объеме. Отвечать не только за действие, но и за бездействие системы. А нет его - легче ввести в заблуждение несведущего в вопросах ЖКХ потребителя коммунальных услуг.

Лишь с переходом на 100-процентную оплату жилья и введением нового Жилищного кодекса перед населением была сформулирована основная задача реформы: снять с органа местного самоуправления бремя опеки жилищного фонда, находящегося в собственности граждан, и передать его самим жильцам. Поэтому у нас теперь появилась обязанность раз в год провести общее собрание собственников, на котором решить, кто и как будет управлять многоквартирным жилым домом.

Однако в очередной раз "горячие головы" решили провести эту работу по принципу "большого скачка", и как всегда - "гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Основным "оврагом" стало желание пройти путь, который был прописан Правительством РФ на 10 лет, в течение года. Вместо поэтапного обучения населения правилам содержания и ремонта жилья, повышения уровня правовой культуры нас "учат" вовремя и в возрастающих объемах платить за услуги, качество которых не улучшается, а стоимость растет. Нам не разъяснялись Правила предоставления коммунальных услуг в РФ, порядок защиты себя от недобросовестных исполнителей жилищных услуг, то есть как могли бы мы, жильцы, повлиять на сокращение стоимости этих услуг, как сделать возврат необоснованно предъявленных к оплате средств.

Нас также уверяют, что забота о гражданах - основная цель органа самоуправления. В действительности оказалось, что население - просто источник финансовых ресурсов, которые можно получить без особого труда.

Все эти годы мы довольствовались отсутствием договоров и знаний законов, которые наделяют стороны правами и обязанностями, порождают обязательства.

Как результат - ситуация, сложившаяся в Мурманске сейчас. Городская администрация поделила горожан на "своих" - наймополучателей, проживающих в муниципальном фонде, и "чужих" - собственников квартир. Хотя об этом разделении городская власть забывает, когда продает или сдает в аренду подвалы и чердаки в многоквартирном жилом доме, которые принадлежат нам, сособственникам, в силу ст. 290 ГК РФ.

В настоящий момент администрация города заявляет, что несет ответственность лишь при заключении договоров на теплоснабжение "своего" - муниципального фонда, а собственники жилья (квартир) должны, по мановению палочки объединившись в ТСЖ, заключать эти договоры сами! Вот те на! Это же прямое нарушение закона № 1550-1 "О местном самоуправлении в РФ", который обязывает администрацию города "обеспечивать бесперебойное коммунальное обслуживание населения, устойчивую работу водо-, газо-, энергоснабжения".

Здесь кстати напомнить и о законе Мурманской области "О муниципальной службе", в котором одним из основных принципов деятельности муниципального служащего является защита прав и свобод человека и гражданина. А что же на деле?

На деле - неисполнение судебных актов по ремонту кровель и домов, предоставлению коммунальных услуг, содержанию жилых домов и др. Сегодня из-за реорганизации Мурманского УЖКХ, только по моим сведениям, приостановлено исполнение 21 судебного решения. Когда теперь администрация города их выполнит? А люди вынуждены уже который год мучиться из-за текущих крыш, межпанельных швов и прочих прелестей нашего быта.

В одной из публикаций я уже предлагал построить отношения поставщиков коммунальных услуг и горожан на основе прямых договоров. А отношения с УЖКХ, РКЦ - на основе договора поручения. Такие документы в интересах населения должна была, как того требует закон, разработать администрация города. Однако, использовав идею прямых договоров в предвыборной агитации, заинтересованные стороны не сочли нужным после выборов мэра Мурманска воплотить ее в жизнь и решить, какие схемы договоров положить в основу отношений между населением, поставщиками (коммунальными предприятиями) и исполнителем (администрацией города). Вспомнили об этом лишь с введением нового Жилищного кодекса. В нем пока немало недоработок; используя их, городские реформаторы первым делом ринулись ликвидировать УЖКХ, разорвав сложившиеся годами договорные отношения.

Но уже известно, что вскоре некоторые поправки авторов Жилищного кодекса будут приняты, например, в части сохранения ранее сложившихся схем договоров на весь переходный период.

На мой взгляд, в Мурманске сегодня спешат и с созданием товариществ собственников жилья. Безусловно, они нужны, но действовать в этом направлении нужно обдуманно, а не в авральном порядке. Недаром тот же Жилищный кодекс обязывает один раз в год созвать собрание жильцов и на нём решить, как управлять домом. То есть на общем сборе вначале надо создать орган управления домом, который сможет отстаивать интересы жильцов вне зависимости от того, будет у них ТСЖ или нет.

Если же решение о создании товарищества и будет принято, то надо знать, что передача дома с баланса города на баланс ТСЖ должна происходить лишь тогда, когда здание будет приведено в технически исправное состояние - в соответствии с постановлением Правительства от 7 марта 1995 г. № 235 и приказом Минстроя и Минфина от 6 июня 1995 № 17-72. Эти документы предполагают производство капитального ремонта или передачу средств на финансирование капитального ремонта дома. Самим жильцам просто не под силу привести в порядок здания, в которых по 15-25 лет не выполнялся даже ремонт косметический, не говоря о капитальном. Если у города нет и не было на это денег, откуда они возьмутся у жильцов?

Александр КУЛИКОВ, мурманчанин.