В Арктике в понедельник начала работу российская дрейфующая станция "Северный полюс-34". В середине дня на ней был поднят российский флаг.

Эта станция стала как бы правопреемницей станции СП-33, которая была эвакуирована в начале сентября. "Вестник" уже рассказывал об этой истории. Льдина, на которой располагалась 33-я, начала разрушаться. В конце концов волны и ветер в условиях арктического лета раскроили ее более чем на десяток фрагментов, отдельные куски постепенно "отчаливали" в открытый океан.

На выручку к полярникам отправилось научно-экспедиционное судно "Академик Федоров". Во время этого похода оно попутно поставило рекорд - стало первым судном, которое, не являясь ледоколом, достигло Северного полюса. Затем "Федоров" встретился с атомоходом "Арктика" и под его проводкой добрался до разрушавшейся льдины с полярниками. 7 сентября экспедиция и оборудование СП-33 были переправлены на борт.

Поиск пристанища для новой станции оказался делом более сложным, чем ожидалось. Как отмечают в пресс-службе Мурманского морского пароходства, предварительно предполагалось "прописать" ее в районе Новосибирских островов, однако сделать это не удалось. Поиски велись с вертолета. Подходящую льдину ученые нашли в районе мыса Арктический архипелага Северная Земля 16 сентября. Ее площадь - около 16 квадратных километров. Первоначальные координаты - 85 градусов 39 минут северной широты и 115 градусов 19 минут восточной долготы. Льдина передвигается на северо-запад приблизительно на 400 метров в сутки.

На нее переправлено более 300 тонн груза. Научный и жилой комплекс станции состоит из 20 домиков и хранилищ. Уже в ходе выгрузки была запущена дизельная система энергообеспечения, начала работать радиостанция, было задействовано и научное оборудование. И первая сводка в систему сбора данных Росгидромета и в глобальную сеть сбора метеорологических данных ушла за три часа до церемонии открытия СП-34.

Работать на станции будут 12 ученых и две собаки - Диксон и Кара, которым надлежит охранять хозяев от непрошеных гостей - белых медведей.

Между прочим, как сообщил "Вестнику" начальник пресс-службы Арктического и Антарктического НИИ Сергей Балясников, собак должно было быть три. Но... одна не ужилась в компании с другими четвероногими, и ее пришлось отчислить из полярников. На борту "Академика Федорова" вместе с членами 33-й экспедиции животное вернется домой.

Предполагается, что наблюдения на СП-34 продлятся год. Состав экспедиции весной планируется частично заменить.

Дрейф ледового лагеря начинается в условиях быстрого наступления холодов. Во время выгрузки температура воздуха составляла минус 6-7 градусов, но морозы не заставят себя ждать - Арктика есть Арктика. Зимой температура опустится ниже минус 30и. Условия куда как суровые, особенно если учесть сильные ветры и постоянную высокую влажность - около 85 процентов. А полярникам помимо их основных обязанностей предстоит подготовить взлетно-посадочную полосу длиной 1200 метров для приема самолетов.

По информации пресс-службы Мурманского морского пароходства, выгрузка была полностью завершена вчера утром. И буквально через час, дав прощальные гудки, "Академик Федоров" и атомоход отправились в обратную дорогу. Курс научного судна лежит на Мурманск, его прибытие в наш порт ожидается 25 сентября. А "Арктика", выведя "Федорова" на чистую воду, отправится работать дальше на трассе Северного морского пути.

Наш корр.