Дары природы, которые использует человек, потому так и называются, что обычно не требуют никаких затрат: сами по себе могут расти деревья, созревать ягоды. Другое дело техника, стоящая на службе людям, - она без постоянного ухода очень быстро откажется работать. И чем сложнее условия, в которых используются машины и механизмы, тем хлопотнее. Чему-чему, а кораблям в этом смысле не позавидуешь. Вода, как говорится, камень точит, а уж с металлом расправляется на раз-два. Если к тому же свою лепту вносят морская соль, перепады температур и другие "прелести" океанских просторов, становится понятно: судам без отдыха в ремонтных "санаториях" никак нельзя.

Одно из таких мест, где корабли готовятся к дальним плаваниям, уже не один десяток лет располагается в 75 километрах от Мурманска, на западном берегу Кольского залива. Его по человеческим меркам можно назвать домом для судов: одни здесь рождаются, другие отдыхают и "лечатся" после долгой тяжелой вахты, а какие-то находят последний причал, исчерпав свои силы и возможности...

СТАЛЬНЫЕ ЗВЕРИ

Раньше, как рассказывают, в эту уютную заводь приходили нерпы - рожать и растить детенышей. Место здесь действительно подходящее, спокойное, закрытое от ветров гранитными скалами. Конечно, сейчас сюда заплывают уже другие обитатели морей, огромные стальные звери: военные корабли и подлодки, рыболовецкие и прочие суда. Но прошлое оставило свой отпечаток. Судоремонтный завод, построенный под Снежногорском на берегу бухты Кут, так и назвали: "Нерпа".

Необходимость закладки такого крупного предприятия именно у нас, в незамерзающем Кольском заливе, возникла в 60-х годах прошлого века. Тогда советская армия наращивала свою мощь, неуклонно увеличивая количество и совершенствуя возможности техники. Не остался в стороне и Северный флот. То время стало началом эпохи подводных лодок с ядерными энергетическими установками. А для того, чтобы можно было круглый год поддерживать субмарины в боевой форме, требовалось ремонтно-профилактическое обслуживание и переоборудование. С этой целью началось строительство Северной сдаточной базы, чуть позже ставшей судоремонтным предприятием, рядом с которым возник и рабочий поселок.

В этом году федеральное государственное унитарное предприятие СРЗ "Нерпа" отмечает 40-летие. Торжества, посвященные круглой дате, прошли здесь в минувшую пятницу. На них прибыли свыше сотни приглашенных - ветераны завода, его бывшие руководители, флотские военачальники, чиновники из Москвы и Петербурга. Гости подъезжали к зданию управления, перед которым развеваются три флага - российский, морской Андреевский и свой, заводской, с вензелем "Н" на белом фоне. Но наш взгляд привлекли не стяги, а своеобразная экспозиция под открытым небом. Здесь на возвышении, будто с разгона вспоров каменистую поверхность сопки, застыла рубка подводной лодки; чуть ниже, на огражденной площадке, зорко уставились в небо стволы корабельных орудий. Нет, они не охраняют безопасность судоремонтников и не напоминают о войне - то память о трудовых свершениях предприятия.

- Это части кораблей, которые утилизировались на заводе, - пояснил во время нашей беседы директор СРЗ "Нерпа" Александр Горбунов. - Субмарину, рубку которой вы видели, заводчане модернизировали под новый тип вооружений, но пока шли работы, все лодки данного проекта были выведены из боевого состава флота в рамках программы разоружения. Поэтому она так и не вышла в море, хотя в переоборудование был вложен труд сотен наших специалистов. А орудия сняты с эсминца "Отличный". Он прибыл к нам на разделку в очень плохом состоянии, пришлось долго бороться за его живучесть, чтобы не лег на дно залива. Память об этих достижениях мы решили сохранить.

Позже довелось услышать, что для многих специалистов утилизация судов, которые они ремонтировали здесь же, на "Нерпе", - почти что личная трагедия. Оно и понятно: столько усилий требует модернизация огромного корабля! Некоторые рабочие говорят, что особенно непросто резать подлодки - они как будто сопротивляются, не желая "умирать"...

Но что делать, предприятию, чтобы выстоять в жестких условиях современного рынка, приходится подстраиваться под новые требования.

- Завод изначально создавался для военного судоремонта, - продолжил рассказ Александр Витальевич. - Однако к середине 90-х годов прошлого века госзаказ на этот вид работ сократился до нуля. Без расширения сферы деятельности мы бы попросту не выжили. Поэтому в 1998 году "Нерпа" взялась за утилизацию атомных подводных лодок. В последнее время возобновили и ремонт. Вот сейчас готовим к продолжению службы очередную подлодку третьего поколения, а всего за минувшие два года через нашу верфь прошло около десятка подводных кораблей. В целом же сфера деятельности предприятия расширилась во много раз.

МАЯКОВСКИЙ НА "НЕРПЕ"

В последнем утверждении директора "Нерпы" мы с фотокором убедились лично, совершив экскурсию по территории предприятия. Здесь расположены монтажно-сборочное и механо-ремонтное производства, утилизационный комплекс и многое другое. Посетили мы и модернизированное судокорпусное производство. Как на слайдах, показывающих этапы изготовления судна, здесь рядом стоят пять будущих морских тружеников - представителей проектов РС-03 и РС-04. У одного только идет набор шпангоута, у второго начата обшивка корпуса, на третьем в разгаре монтажные работы; следом расположен полностью собранный корпус, а последнее судно предстало перед нами уже во всей красе, сверкая ярко красными бортами и белоснежной рубкой.

- Гражданским судостроением и ремонтом завод занимается с 1992 года, - поведал Александр Витальевич. - В этом направлении был и положительный опыт, и отрицательный. Уже работают в море 11 наших судов, сейчас строим серию для прибрежного флота (те самые пять судов, о которых говорилось выше. - И.Л.). Успешно занимались и ремонтом, но нынешняя ситуация, когда для судовладельцев нет системы удобного кредитования, да еще и цены на топливо растут так быстро, может лишить нас клиентов: они попросту не смогут выделять средства на переоснащение и приобретение судов. Что касается строительства, то единственная наша неудача имела место в начале 1990-х. Тогда мы собрали корпус, но заказчик, как это нередко случалось в то время, исчез и работа осталась невостребованной.

Это недостроенное судно, которое сами заводчане ласково окрестили "Белёк", так до сих пор и стоит, грустя, у причала завода. Показав нам его, представители "Нерпы" обратили внимание и на ошвартованный чуть дальше буксир, гордость завода. Он был недавно построен в Греции, что обошлось СРЗ в два миллиона евро, и пришел в Кольский залив, проплыв по семи внутренним морям Европы.

Помимо рыболовецких судов рождается на "Нерпе" и другая техника. По заказу норвежцев здесь строились причалы. В том же судокорпусном цехе нам показали понтоны - гигантские стальные цилиндры диаметром в несколько человеческих ростов, с помощью которых поднимают затонувшие корабли и подлодки. В 1998 году завод освоил серийный выпуск новейшей конструкции универсальной газорезательной и газосварочной аппаратуры повышенной надежности серии "Норд". Эта техника уже успела завоевать серебряную медаль конкурса "Лучшие товары и услуги России-2000", диплом выставки "Сварка-2003" в Нижнем Новгороде и ряд других наград на российских и международных экспозициях, в которых "Нерпа" регулярно участвует. А еще на предприятии изготавливают промысловое оборудование, деревообрабатывающие станки - всего и не перечислить. Причем многое, от несложных механизмов до целых судов, является собственными разработками снежногорского СРЗ. На заводе действуют инженерный центр и бюро проектирования, где изобретают и совершенствуют машины свыше полутора сотен высококвалифицированных специалистов.

При выходе из судокорпусного производства в глаза бросился многометровый плакат на стене со строками Владимира Маяковского: "В жизненных дел водовороте помни: рабочее время - работе". После всего увиденного подумалось, что это напоминание выполняет скорее художественную функцию. Вряд ли, трудясь спустя рукава, коллектив завода смог бы достичь таких масштабов производства.

ЗАВОДСКАЯ КЛУБНИЧКА

Возможно, есть у СРЗ "Нерпа" и еще один секрет успешного развития. Предприятие было и остается градообразующим для Снежногорска. Историю завода и населенного пункта сегодня сложно разделить. Не случайно из семи улиц две носят имена руководителей "Нерпы" - Павла Григорьевича Стеблина, возглавлявшего СРЗ с 1989 по 2002 год, и Валентина Александровича Бирюкова, главного инженера в 1972-1993 годах.

Работают на заводе почти 3 тысячи человек, тогда как численность ЗАТО, вместе с детьми, пенсионерами и военнослужащими, - всего 15 тысяч. А общегородское дело, как известно, не может не быть успешным.

За время существования завода сложились целые трудовые династии. С представителем одной из них мы встретились на судокорпусном производстве.

- На СРЗ я пришел после армии, - рассказал мастер Роман Степаненко. - Работаем в одной бригаде с отцом, который ее и возглавляет. Я сейчас учусь в колледже имени Месяцева, чтобы продолжить карьеру здесь, на заводе.

За последние годы коллектив предприятия заметно омолодился, и это результат целенаправленной политики руководства, в то время как условия современного рынка тянули как раз в обратную сторону.

- В начале 1990-х у нас возникла проблема, - вспоминает тот трудный период Александр Горбунов. - Система профтехобучения была низведена до нуля, подпитка молодыми силами прекратилась. А ведь когда-то к нам ехали выпускники из Николаева и даже Питера. Потом же настала мода на экономистов, бухгалтеров и тому подобные специальности - только не на инженеров. Пришлось искать выход. Сейчас мы привлекаем на практику студентов из Нижнего Новгорода, Астрахани, Томска. Они не такие избалованные, как жители столиц, которых сейчас на Север не заманишь. Многие приезжают к нам по два раза, некоторые после окончания учебы остаются работать. Кроме того, оплачиваем учебу молодым снежногорцам по кораблестроительным специальностям в Полярнинском филиале колледжа имени Месяцева и в Нижнем Новгороде, надеясь, что они вернутся на завод. И молодежь к нам идет. Правда, мы делаем для этого немало. Так, всем рабочим сразу выплачиваем все северные надбавки, обеспечиваем комнатой в общежитии... Сегодняшние условия и те, что были в 1984 году, когда я приехал сюда после учебы в Ленинграде, разнятся как небо и земля.

Кроме того, что перечислил Александр Витальевич, есть у молодых специалистов и другие "привилегии". Например, беспроцентная ссуда на три года, прочие пособия. А еще они бесплатно питаются в заводской столовой.

К слову, с питанием у судоремонтников дела обстоят на зависть многим. Еще в далеком 1977 году руководство СРЗ организовало в Снежногорске подсобное свиноводческое хозяйство, к которому позже добавился тепличный комбинат. Сельхозработники "Нерпы" не раз становились победителями всесоюзных соцсоревнований, а отдельные труженики были удостоены медалей ВДНХ. А в начале 1990-х предприятие приобрело стоявший на грани ликвидации колхоз "Мурмашинский", который сегодня входит в пятерку лучших хозяйств области. В нем обитают 1700 свиней, 1500 кроликов и 250 голов крупного рогатого скота.

Но больше всего поразили несколько грядок, разбитых... прямо на территории завода. На них энтузиасты выращивают сладкую клубнику. Конечно, речь идет не о промышленных масштабах, а о нескольких кустиках. Но зато эти ягоды, пожалуй, одни из самых северных в стране: как-никак от "Нерпы" рукой подать до Баренцева моря.

РЕЦЕПТ ПРОТИВ ВОЙНЫ

Помимо музея под открытым небом, о котором уже упоминалось, есть на "Нерпе" и традиционный музей, рассказывающий об истории предприятия и города. Вот, как на ладони, видны весь завод и населенный пункт Вьюжный, так раньше назывался Снежногорск, - искусно выполненные макеты занимают два больших стола. Вокруг - аппаратура с кораблей и подлодок, стеллажи с документами. Со стен смотрят портреты бывших директоров СРЗ: Михаила Васильевича Ирхина, Александра Ефимовича Вавилова, Валентина Васильевича Мурко, Владимира Ивановича Величанского и Павла Григорьевича Стеблина.

Особое место занимают страницы деятельности "Нерпы", связанные с "Курском". Именно сюда после подъема с морского дна доставили подлодку для утилизации. Покореженный темный металл - фрагменты обшивки корпуса, фотография экипажа, сделанная за две недели до трагедии, капсула с морской водой, взятой на месте трагедии, - такая есть в каждой семье погибших моряков... Понятно, в психологическом плане эта операция была чрезвычайно тяжелой, но профессионалы, как известно, должны быть готовы выполнять любую задачу.

В целом же утилизацией атомных субмарин и кораблей ВМФ завод успешно занимается уже почти десять лет. В рамках этих работ, которые координирует Минатом России, специалисты "Нерпы" утилизировали свыше 80 кораблей, более 10 дизельных и 30 атомных субмарин. Помогают утилизировать многоцелевые АПЛ и иностранные партнеры - Норвегия и Великобритания. Их представители - частые гости на "Нерпе".

Так, в канун празднования Дня Победы в мае этого года СРЗ посетил Его Королевское Высочество принц Эндрю Йоркский с делегацией высоких чинов. Прибывшие остались очень довольны масштабами и качеством проводимых работ. Особенно первый лорд британского Адмиралтейства сэр Алан Уэст. Поднявшись на борт одной из уже обезоруженных подлодок, он буквально расцвел. "Я ждал этого момента всю жизнь, - пояснил британский флотоводец. - Мечтал все то время, что гонялся за этими российскими субмаринами по Мировому океану, но так и не мог настичь". Что ж, побывай он на нашем заводе раньше, может, на океанских просторах давно наступил бы мир. Вот бы всем военным начальникам так запросто осуществить свою мечту - и на этом успокоиться.

Есть у "Нерпы" еще один крупный иностранный товарищ - министерство труда и экономики Германии. Являясь одним из участников программы "Глобальное партнерство", оно финансирует проект, в рамках которого идет строительство наземного хранилища блоков реакторов утилизированных лодок в Сайда-губе. Эти работы останутся для завода одними из приоритетных на ближайшие несколько лет.

Что касается других планов, то они, по словам Александра Горбунова, весьма масштабные. Помимо всех уже упоминавшихся направлений большие надежды возлагаются на нефтяную и газовую отрасли. Как известно, у Кольского края есть все шансы стать крупным перевалочным узлом углеводородов, и "Нерпа" готова взяться за изготовление оборудования, а также утилизацию отслуживших свой срок буровых платформ.

И конечно, продолжится развитие основной деятельности. И по-прежнему от причалов СРЗ "Нерпа" на борьбу с океанской стихией будут уходить военные и гражданские суда - новые, только что построенные, и те, что обрели благодаря специалистам завода вторую молодость.

Илья ЛЕОНИДОВ