Новые нефтеперерабатывающие комплексы появятся скоро в Мохнаткиной Пахте близ Североморска и на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске. В перспективе строительство НПК в устье реки Лавны. Аналитики прогнозируют, что ввод этих объектов позволит увеличить объемы перевалки нефти в регионе до 40 миллионов тонн в год. Соответственно возрастет и риск ЧП, связанных с ее аварийным разливом. Однако и сегодня, если что-то произойдет, ситуация может оказаться катастрофической, считают в главном управлении МЧС по Мурманской области. Порт Витино находится рядом с Кандалакшским заповедником, в Мурманске и Апатитах нефтепродукты разгружают практически в черте города, могут пострадать люди.

Сил и средств для ликвидации возможных аварий в области явно недостаточно. Есть Мурманский региональный центр аварийно-экологических операций, аттестованные формирования на базе АМНГР и ЗАО "Морской порт Витино". Но собственные службы отсутствуют практически на всех нефтеперерабатывающих комплексах. Вместо этого ради экономии средств заключены договоры с фирмами "Крондекс", "Арктикэко-А", "Биосфера" и нефтебазой ММРП. Так поступили Полярный, Снежногорск, Полярные Зори. Но возможности этих предприятий ограничены, на одного ликвидатора аварий приходится примерно полсотни переработчиков. Береговая черта ими практически "не прикрыта". Никем не контролируются акватории мурманских портов, открытым остается сложный вопрос по очистке их ото льда. Поэтому защита прибрежной зоны, населенных территорий, Кольского залива стала актуальнейшей задачей.

На недавнем заседании комиссии по ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Мурманской области пытались решить вопрос о мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории региона. Сегодня у нас действуют более 300 организаций и воинских частей, занимающихся добычей, переработкой, транспортировкой, хранением и реализацией продуктов нефти. Все они потенциально опасны. В соответствии с требованиями министра МЧС все предприятия с возможным объемом нефтеразлива до 100 тонн обязаны были с 1 сентября этого года ввести в действие планы ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН). До сих пор ни один не готов. Кольская атомная станция, Мурманский аэропорт, Мурманская судоверфь, Мурманское отделение Октябрьской железной дороги требование проигнорировали.

Как положительный пример комиссия отметила серьезное отношение к проблеме командования Северного флота. Новый план ЛАРН, который учтет правила охраны окружающей природной среды и погарнизонно разграничит зону ответственности, уже в стадии завершения. Будут задействованы вспомогательный флот и морская авиация. Поработать еще есть над чем. Не хватает боновых заграждений, мазутные пятна неоднократно отползают от авианосца "Адмирал Кузнецов". Да и другие суда флота периодически оставляют масляные пятна, вызывая нарекания со стороны норвежских соседей.

Идеальный вариант, по мнению комиссии, - создать единую службу для устранения любых аварий как на суше, так и на море. Такая схема успешно работает во многих западных странах. У нас на нее, увы, пока нет денег. Комиссия рекомендовала департаменту финансов повторно рассмотреть вопрос финансирования проекта областного плана ЛАРН и возможность включить расходы в бюджет следующего года. Главы муниципальных образований должны активизировать работу среди предприятий и организаций, занимающихся добычей, переработкой, транспортировкой, хранением и реализацией нефтепродуктов, по разработке отдельных планов ЛАРН. Кроме того, рассмотреть вопрос о выделении земельных участков под полигоны для хранения отходов при ликвидации нефтеразливов. Мурманскому отделению Октябрьской железной дороги предложено создать на базе аварийно-восстановительных поездов штатные формирования по ликвидации аварийных разливов нефти.

Наталья БРАВИНОВА