В Мурманске появилась новая услуга работников почты. Допустим, понадобилось вручить цветы по приятному поводу, но времени на хлопоты нет либо личный визит не обязателен. Вызовите почтового курьера, передайте ему букет или деньги на него, и в указанный вами день и час заказ будет выполнен. "Гонцы" разъезжают по городу, доставляя из рук в руки подарки, необходимые предметы и документы, отправляя за клиентов бандероли и ценные письма, как личные, так и служебные. Могут внести и коммунальные платежи. Услуга курьера стоит от 80 до 120 рублей, в зависимости от срочности.

Об этом мне рассказал директор Мурманского филиала ФГУП "Почта России" Олег Кирьянов. Он руководит филиалом немногим больше полугода, потому вполне естественно в начале беседы было спросить его о предыдущей работе.

- К почтовой связи я прежде отношения не имел, - ответил Олег Николаевич. - По образованию - юрист. Приехал в Мурманск в 1988 году. Работал в областном управлении внутренних дел, в центре занятости населения, затем в областной администрации, откуда ушел в бизнес. Три года руководил Мурманским филиалом страховой компании "Уралсиб", в 2004-м создал здесь филиал другой столичной страховой компании - "Стандарт-Резерв", который теперь успешно развивается. Когда узнал, что проводится конкурс на должность директора управления Федеральной почтовой службы по Мурманской области, то, подумав, решил, что мне эта работа интересна, и принял участие.

Олег Кирьянов попал в почтовую службу в период ее перестройки, а это всегда самое сложное время. Правда, перемены уже завершаются. А началась структурная перестройка, можно сказать, еще в 1993 году, когда разделили почту и электросвязь, которые прежде были единым ведомством. Потом разного рода изменения пошли чередой, но все равно несколько лет почта жила очень трудно. Падал объем услуг населению - посылки и письма жители области стали отправлять гораздо реже, в разы сократилась подписка на газеты, журналы. Убыточной оказалась даже доставка пенсий. И отказаться от нее почтовики не могли, так как в структуре доходов эта услуга составляла 18 процентов (к слову, в центральных регионах страны ее доля доходила и до 65 процентов). Министерство обороны годами не расплачивалось за воинскую корреспонденцию, по нашей области за ним накопился долг в 12 миллионов рублей.

Особо существенные перемены начались в 2003 году, когда государство решило, что почта все же может себя содержать, и стало постепенно освобождаться от обязанностей по ее финансированию. Было принято решение создать ФГУП "Почта России". Прежде в регионах управления почтовой службы жили самостоятельно, на свой страх и риск устанавливали тарифы. С начала 2004 года и до 1 июля нынешнего происходило объединение филиальной сети. Сейчас в стране одно предприятие с централизованным управлением, что позволило привлечь инвестиции, как российские, так и зарубежные. Оно приступило к качественному обновлению своей работы. К примеру, начато строительство двух крупных сортировочных центров. Московский будет ориентирован на центральные регионы страны, другой, под Петербургом, станет обрабатывать почту Северо-Западного округа, в том числе и Мурманской области. Ввод их сократит сроки доставки процентов на 30.

Методическая поддержка Москвы помогает делать услуги все разнообразнее. А значит, и больше зарабатывать. В четвертом квартале прошлого года Мурманский филиал "Почты России" стал самоокупаемым, даже получил небольшую прибыль. Во втором квартале нынешнего прибыль составила уже 4 миллиона рублей.

Коллектив филиала, в котором более 1700 работников, трудится неплохо. Выработка на одного человека превышает 13 тысяч рублей. В Северо-Западном округе впереди только Петербург, где выработка почти 15 тысяч, и Ненецкий автономный округ. А вот зарплата у людей по-прежнему мала. Средняя по филиалу составляет 6250 рублей. Почтальоны же, несмотря на все повышения, сейчас получают меньше 5 тысяч. Потому им стараются дать возможность дополнительно заработать. Большую часть доходов, получаемых за доставку счетов-квитанций, отдают им. Получается, правда, тоже немного, по 150-200 рублей в месяц. Но такую дополнительную сдельную оплату в Мурманском филиале распространят и на продажу почтовых марок, открыток, газет и журналов в розницу.

- Надо бы, конечно, зарплату повышать, - говорит Олег Кирьянов. - Но доходы пока не позволяют.

- Повышать доходы и заработки - это замечательно, любой будет "за". Только за счет чего? - спросил я главного почтовика области. - Вот подписка на всероссийские газеты с начала 2006 года станет обходиться нам почти вдвое дороже. Хорошо, что пока пощадили хоть региональные издания...

- "Почта России" - государственное предприятие, и тарифы на универсальные услуги устанавливает государство, - последовал ответ. - Мы определяем размер оплаты только дополнительных коммерческих услуг. А с газетами и журналами произошла такая история. Когда региональные управления почтовой связи жили разрозненно и сами устанавливали тарифы, те сильно отличались. Так, в Мурманске, Архангельске и Петрозаводске они были очень разными. Сейчас "Почта России" - единое предприятие на территории всей страны, и тарифы должны быть едиными - по зонам. Вот их и подравняли. При этом в одних регионах они уменьшились, в других подросли. Что касается стоимости подписки, то жители нашей области при этом, к сожалению, проиграли. Но зато выиграли в оплате писем, открыток, бандеролей и посылок, которая снизилась на 20 процентов.

Самой зримой из перемен в почтовом ведомстве для всех, кто пользуется его услугами, станет реконструкция отделений связи. Их в стране 40 тысяч, поэтому соответствующая программа "Почты России" рассчитана на длительный срок, до 2024 года. Отделения, в том числе и все 144, действующие в Мурманской области, коренным образом обновят, приведут к единому корпоративному стилю, насытят современной техникой. Предусмотрено три класса реконструкции. Первый, самый высококачественный и затратный - "премиум", предназначен для тех, что расположены в зданиях, объявленных памятниками архитектуры, находятся в центре городов либо выполняют функции главпочтамтов. В этот разряд попало 38-е отделение Мурманска. Оно, кстати сказать, стало третьим в стране, где реконструкция "по высшему разряду" уже начата. Следующий класс - "стандарт", он предусмотрен для всех остальных городских отделений связи. По нему с середины сентября начата реконструкция 10-го отделения, которое находится на проспекте Кирова, в здании технического университета. И далее идет "эконом" - для сельских отделений связи.

Причем ни одно, как подчеркнул Олег Кирьянов, даже убыточное, не будет закрыто, чего сегодня многие опасаются. Наоборот, в планах Мурманского филиала открытие новых отделений. Доходы почтовики намерены наращивать за счет увеличения количества услуг. В отдаленных селах, куда коммерсантам невыгодно везти товар из-за малого числа жителей, почтовики будут зарабатывать и за счет торговли самым необходимым, в том числе - по адресным заказам местных жителей - бытовой техникой и запчастями к ней, а также к автомашинам. Ведь почту туда будут возить всегда - почему бы заодно не доставлять и товары? Их продажа, как планируется, со временем составит 15 процентов в структуре доходов.

А сокращение числа сотрудников будет, хотя и небольшое. Операторов и почтальонов и сейчас не хватает из-за низкой зарплаты, управленцев же - бухгалтеров, экономистов, инженерно-технических работников - на двадцать человек в этом году станет меньше. Вводится автоматизация и оптимизация некоторых процессов, применяются новейшие компьютерные программы, потому прежнее число работников стало излишним.

Громадье планов "Почты России" при том сокращении объема услуг, на первый взгляд, кажется нереальным.

- Сокращение произошло из-за меньшей, чем прежде, активности так называемых физических лиц, - сказал в нашей беседе Олег Николаевич. - Но теперь растет объем корреспонденции, отправляемой юридическими лицами, прежде всего Пенсионным фондом, налоговой службой, прокуратурой, судами, отчасти и промышленными предприятиями. Очень много сейчас обрабатываем входящих посылок и бандеролей. К примеру, от московского торгового дома "Эйван", косметика которого пользуется большим спросом. И вообще, услуга "товары почтой" становится все популярней. У нас увеличиваются доходы от рассылки информационных и рекламных материалов, от размещения их в отделениях связи... Надеемся, будет расти и подписка на периодику. Ведь многие сейчас не подписываются, а покупают прессу в киосках. Просто опасаются, что газеты и журналы выкрадут из ящиков или подожгут пацаны, - почти в каждом подъезде есть обгоревшие ящики. Кстати, обе эти проблемы решают почтовые ящики новой конструкции. Они четырех- и шестисекционные, для каждой квартиры по секции. Внешне похожи на сейфы, их невозможно вскрыть без ключа или поджечь. Установка обходится жильцам во вполне разумную сумму - скажем, если ящик на шесть секций, то с каждой квартиры придется по 500 рублей. Но, конечно, необходимо, чтобы люди сами проявили инициативу и сначала по-соседски договорились между собой.

Как сказал директор Мурманского филиала "Почты России", в области вводится и такая услуга, как доставка на дом железнодорожных и авиабилетов. В областном центре она вряд ли будет пользоваться особым спросом, а вот в селах, где нет билетных касс, очень даже придется ко двору. И это лишь некоторые виды услуг, которые должны увеличить доходы так нужного всем нам ведомства. А рост доходов позволит поднять качество обслуживания населения на более высокий уровень.

Вячеслав КОНДРАТЬЕВ