Обессилившая в борьбе за жизнь рыба покачивается на волнах, прибивается к берегу. Оперение птиц, пытающихся взлететь, обволокла тягучая жирная пленка нефти. Тяжелые пласты "черного золота" покрыли берег, сделав его безжизненным. Подобная картина экологической беды то и дело возникает в различных точках мира, где происходит разлив нефтепродуктов.

Как предотвратить экологическую катастрофу - этой проблемой озабочены не только природоохранные организации, но и компании, которые добывают, перерабатывают, транспортируют "черное золото" и производят оборудование для нефтедобывающих предприятий. На минувшей неделе по инициативе норвежской Ассоциации организаций по борьбе с нефтеразливами прошел ежегодный семинар с участием представителей США, Канады, Бразилии, Мексики, стран Западной Европы, Японии и России.

Эта встреча не случайно состоялась в Стовангере, признанном нефтяной столицей Норвегии, где система борьбы с нефтеразливами, возведенная в государственный ранг, вырабатывалась десятилетиями. Помимо ознакомления и обсуждения новинок технического прогресса участники семинара смогли увидеть, как действуют профессиональные аварийные подразделения, использующие специальные средства, предотвращающие экологические катастрофы от разлива нефтепродуктов. Норвежское отделение крупнейшего международного концерна "ЭКСОН-МОБИЛ" продемонстрировало возможности многоуровневой системы по борьбе с нефтяными пятнами. В показательных учениях было задействовано шесть судов различного назначения - от боноустановщиков до рыболовецких судов.

По признанию участников семинара, крупным достижением норвежцев является то, что в случае возникновения нефтяной катастрофы здесь включается весь механизм: администрация по вопросам моря и побережья (охрана), береговая служба, муниципальные подразделения аналогичные российскому МЧС, собственные подразделения компании. Для выработки эффективных действий при аварийных ситуациях норвежские нефтяные компании создали собственную ассоциацию "Чистое море".

В Норвегии разлив нефти очень дорого обходится виновникам. Штраф настолько велик, что может и разорить. Постоянный мониторинг территорий, где осуществляется добыча или транспортировка нефти, не позволяет скрыть аварии - космическая съемка, воздушный патруль тщательно следят за ситуацией в морских акваториях и на побережье.

Аналогичные механизмы действуют и в других странах. В России же мала вероятность быть "запеленгованным" в качестве нарушителя экологического равновесия. К примеру, даже акватория Кольского залива поделена между различными пользователями. Поэтому, когда обнаруживается нефтяная пленка, трудно доказать - по чьей вине она появилась. До выяснения обстоятельств, как правило, ее ликвидацией никто не занимается, а там, глядишь, приливом вынесет в открытое море. Но все же есть пример для подражания и в родном отечестве. Нефтедобывающая компания "Сахалин-Энержер" на протяжении семи лет ведет подготовку волонтеров, которые в случае необходимости могут срочно прибыть на место экологической катастрофы.

В нашем регионе актуальность этой проблемы возрастает в связи с наращиванием транспортировки нефти в акватории Баренцева моря. Поэтому не случайно право представлять общественные экологические организации России на прошедшем семинаре нефтяников было предоставлено руководителю Баренцевоморского проекта Всемирного фонда дикой природы Михаилу Каленченко (Мурманское отделение). Вот его мнение:

- Аварии, конечно, не исключены. Но пока не видно реальной организационной работы наших компаний по подготовке добровольцев, которые могут в экстренных ситуациях оказать помощь. Наш пилотный проект предусматривает подготовку волонтеров для ликвидации разливов нефти именно на берегу. Несмотря на то, что для этих целей есть специализированные подразделения, в любом случае необходимы дополнительные резервы. Подготовка их будет проводиться на базе одного из учебных заведений.

Ольга МЕНЬШЕКОВА