- Я не понимаю людей, которые едут отдыхать за тридевять земель, - немного запальчиво сказал Анатолий Павлович. - Красота-то необыкновенная здесь, у нас!

Красоту родного края Анатолий Титовский открывает многие годы. А своим землякам ко дню поселка Росляково сделал подарок - во Дворце культуры "Судоремонтник" открылась фотовыставка северных пейзажей.

Еще в школьные годы Анатолий увлекся рыбалкой. Походы на природу, где можно на утренней зорьке посидеть с удочкой, созерцая сонную гладь озера, и пробудили в нем художника. С тех пор носит в рюкзаке фотоаппарат.

Маршруты постоянно меняются: то еловые леса Туломы со светлыми глазами озер, то Терский берег, то суровый Рыбачий... А ныне он облюбовал губу Зеленецкую и восточный берег Мурмана. Каждое путешествие неизменно завершается новой серией снимков. Иные пейзажи, запечатленные фотохудожником, просто ошеломляюще красивы. Чарующая гармония, уравновешенность каждого сюжета рождают то тихое очарование, которое заставляет зрителя подолгу простаивать перед его творением. Но свою потаенную красоту природа не открывает случайным людям. Надо и комаров покормить вволю, и отшагать по тундре немало верст, и померзнуть, если дождиком примочит, пока не начнет открываться дикая красота Заполярья.

На снимке "Сейд" - застывший камень, который, кажется, чутко вслушивается в тишину ночного озера, легкий плеск воды, набегающей на сырой песок. В глубине озера отражается небо с отблесками зари. Скоро поднимется над сопками почти бессонное летнее солнце.

Закаты в полнеба, полыхающие фантастическими красками, автор подсмотрел на Рыбачьем и успел запечатлеть мгновения, когда солнце бросает прощальные лучи на гладь морской губы, а на воде появляется дорожка из расплавленного золота. Это работа "Закат".

Немало сюжетов посвящено Терскому берегу. Этот уголок Кольского края легко узнаваем на снимках, но каждый пейзаж окрашен теплым лирическим чувством автора. Поэтому так симпатичны слегка подсевшие от времени бревенчатые избы с веселыми белыми наличниками. Кажется, что само детство - босоногое, веснушчатое - задержалось на тихой улочке с дощатыми настилами.

Но фотохудожник ведет зрителя дальше - на берег порожистой реки Умбы. Гремит на перекатах стремительно несущийся поток, а старая лодка, занесенная на отмели песком, напоминает о Времени и вызывает в памяти строки Рубцова: "Лодка на речной мели скоро догниет совсем".

Даже Успенскую церковь XVII века автор увидел по-своему. Он не искал выигрышного ракурса для этой жемчужины деревянного зодчества поморов. Церковь по-деревенски уютная и немного напоминает усталого путника - более трех столетий проплыло над ее куполами.

Для выставки Анатолий Павлович отобрал всего несколько зимних пейзажей, которые благодаря оригинальной технике, тонкости и изяществу воспринимаются поначалу как живописные полотна. Особенно хороши "Березы" в серебре инея, с голубыми тенями на снегу. Но больше всего по душе автору водная стихия. Поэтому он чаще фотографирует озера, реки, моря.

Анатолий Титовский отснял, наверное, уже километры пленки. Можно только предположить, сколько интересного, необычного запечатлел, путешествуя по Кольскому Северу. Но он никогда не спешил выставлять свои работы. Его имя не успело примелькаться. Анатолий Павлович сетует лишь на хроническую нехватку времени. Семья, работа - он директор фотосалона, рыбалка... Однако в душе был и остался художником. Это у него не отнять.

- Хочется поснимать северное сияние! - поделился творческими планами автор экспозиции. Ночные сполохи особенно красочны в тундре. Впрочем, он умеет безошибочно находить самые замечательные уголки северной природы. Однажды, поверив "счастливой звезде вдохновения", стал открывать ее красоту.

Виктория НЕКРАСОВА