- Пойдем к заливу вечерком, -

Зову собаку Альку.

- Там волны длинным языком

Облизывают гальку,

Там чаек шумный хоровод

Над бездной вод летает,

Портовый кран там круглый год

Стать аистом мечтает ...

Закончился трудовой день, и в Кандалакшском порту застыли на причале огромные краны. О чем они мечтают по ночам, знает один лишь Бог. Но уж точно не о том, чтобы, как аисты, взмахнуть крыльями и улететь подальше отсюда в теплые, благодатные края. Нынче и тут неплохо живется, их труд и здесь востребован. А ведь было всякое в их "железной" жизни! Краны, причалы, суда и люди повидали многое на своем веку, пережили и "черные" полосы, и удачи.

... И закрутилось колесо истории

Двадцатый век разменивал второе десятилетие. Царская Россия переживала смутные, нелегкие времена. Террор, стачки, забастовки, митинги, демонстрации... Приближался большой революционный переворот, захват власти большевиками. Все эти исторические события происходили в основном в центральной части России. А на малозаселенном Севере, не имевшем дорог и постоянного сообщения с цивилизованным миром, люди жили другими заботами.

В Кандалакшской волости к 1915 году насчитывалось чуть более шестисот жителей. Здесь жили и работали русские, саамы и карелы. Для всех них море издавна было основным кормильцем. Поморы ловили беломорскую сельдь. Часть оставляли себе, а другую карбасами возили на торги в Архангельск. В начале ХХ века появилась возможность отправлять рыбу и другие грузы пароходами, которые становились на рейде в Кандалакшском заливе неподалеку от поморского села. В Кандалакше не было еще пристани, и это доставляло большие неудобства ее жителям и мореходам.

Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: началась Первая мировая война. Правительство царской России вынуждено было срочно строить железную дорогу на Севере страны. Для этого требовались сотни тонн различных грузов. Подвозить их в Кандалакшу можно было только морем. Вот тогда-то и решили возвести у берегов села деревянный причал. Первое судно с грузом пришло на юг Кольского края 6 июля 1915 года. С этого дня закрутилось колесо истории Кандалакшского порта.

Гордый статус - морской порт

К тому времени, когда через весь Кольский полуостров протянули "чугунку" и по ней побежали составы, пристань в Кандалакше уже работала бесперебойно и вполне удовлетворяла все местные нужды. В 1935 году у берегов Кандалакшского залива был наконец-то возведен перегрузочный комплекс, получивший статус морского порта, который давно был необходим на юге Кольского края. Ведь в это время началось крупное индустриальное строительство за полярным кругом. В порту днем и ночью кипела работа. В суровые годы Великой Отечественной войны сворачивали свои производства предприятия и заводы, Кандалакшский порт был востребован как никогда, и его коллектив продолжал трудиться с еще большим энтузиазмом, помогая стране и фронту. Кандалакшские портовики пропускали через свои натруженные руки военные грузы, эвакуируемое оборудование предприятий Севера, сырье и топливо, а также обслуживали огромный поток пассажиров.

По окончании военных действий грузопоток в Кандалакшском порту не уменьшился. Теперь портовики своим трудом помогали восстанавливать разрушенные предприятия и жилой фонд города и края. Нелегко им приходилось, потому что до 1958 года все суда швартовались у одного причала.

Лишь начало 60-х годов было ознаменовано крупной реконструкцией порта. Тогда были построены новые причалы, ремонтно-механические мастерские, складские помещения. Именно в этот период начал широко внедряться план научной организации труда и увеличиваться объем грузопереработки. Нарастал поток продукции горно-обогатительных предприятий края. Кандалакшский порт в 70-80-е годы был хорошо известен в Сибири, Арктике и за рубежами нашей Родины.

В ту пору кандалакшские портовики вряд ли думали, что наступят для них "черные" перестроечные времена. Но 90-е годы безжалостно разрушили планы советской экономики. Люди долго не могли понять, почему вдруг их труд стал никому не нужен, почему Кандалакшский морской торговый порт не интересен грузоотправителям? Пока находились в оцепенении, удивлялись и разводили руками, Мурманск забрал себе основные грузы. Кандалакшский МТП оказался неконкурентоспособным, не готовым к новым рыночным отношениям. Грузопоток уходил из порта, как песок сквозь пальцы. Предприятие обанкротилось. Люди тяжело переживали распад еще совсем недавно такого мощного производства. Ликвидное оборудование продавалось, рабочие покидали порт. В течение нескольких лет КМТП находился в кризисной, казалось бы, безвыходной финансово-экономической ситуации.

С белого листа

И вот в 2004 году морской торговый порт Кандалакши сменил форму собственности. Теперь это - ЗАО "КМТП", собственниками которого стали акционеры группы "Ренова".

Нынешний генеральный директор КМТП Сергей Васильевич Мохов считает, что банкротство, в конечном счете, стало для порта благом.

- Мы все начали с белого листа, без долгов и без страха за свое будущее, - говорит сегодня Сергей Васильевич. - Да, нам пришлось сократить штат: мы вынуждены были уволить около сотни рабочих, потому что этого требовали новые рыночные отношения. Но мы рассчитались с людьми и расстались с ними достойно, сохранив при этом трудовой костяк предприятия. У нас имеется основное оборудование для погрузочно-разгрузочных работ. Причалы и средства механизации содержатся нами в рабочем состоянии. Акционерами нашего ЗАО выработана необходимая для восстановления производства стратегия: мы намереваемся построить в порту угольный или нефтяной терминал. Это, естественно, потребует огромных инвестиций. Но есть уверенность, что все наши планы вполне осуществимы.

Сергей Васильевич Мохов немногословен. Все свои заявления он подтверждает делами. Чтобы обеспечить сохранность грузов, он в первую очередь по всему периметру портовой территории поставил железобетонный забор, создал мощную службу охраны, которая контролирует пропускной режим при помощи системы телекамер. На сегодняшний день в КМТП действуют пять грузовых причалов. Порт располагает семнадцатью портовыми кранами. Правда, многие из них требуют замены, ведь работают они уже не один десяток лет: самый новый из них был приобретен в 1982 году. КМТП имеет свой небольшой портовый флот, обеспечивающий швартовые операции.

Что же перерабатывают сегодня кандалакшские портовики? Это шлам и металлический лом, анодная масса и уголь, в общей сложности 400-500 тысяч тонн в год. Но генеральный директор уверен, что в недалеком будущем портовики доведут эти показатели до 1-1,5 млн тонн.

- Мы твердо знаем, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих, - говорит Сергей Мохов, - поэтому мы активно работаем и энергично ищем необходимых нам грузоотправителей. Сегодня уже удалось вернуть бывшего нашего партнера - Сибирско-Уральскую энергетическую компанию. Кроме того, мы работаем в тандеме с нашими акционерами. Прорабатываем возможность перевалки железорудного концентрата, железорудных окатышей, труб и леса. Чтобы вернуть грузоотправителей, мы долгое время добивались снижения тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. Наконец в прошлом году Правительство РФ издало распоряжение о снижении тарифов, и у нас сразу же увеличился поток грузов.

Чем еще сегодня Кандалакшский порт может привлечь грузовладельцев? Во-первых, уменьшением портовых сборов. Поэтому руководство КМТП обратилось в Федеральное агентство морского и речного транспорта с просьбой о предоставлении им коэффициента 0,5 к портовым сборам. Если агентство пойдет навстречу, это позволит снизить стоимость судозаходов в порт Кандалакши.

Существует еще "манок" для грузовладельцев крупнотоннажных судов. Для того, чтобы кандалакшский фарватер был для них привлекателен, необходимо провести дноуглубительные работы. Генеральный директор ЗАО "КМТП" прекрасно понимает, что на это потребуются большие средства, но в то же время он уверен, что затраты окупятся.

- В порту всегда было тяжело работать, - говорит Сергей Васильевич, - но наши люди никогда не боялись трудностей. Сегодня, как и 15 лет назад, портовики с желанием и хорошим настроением идут на свое предприятие. Жаль, конечно, что наш дружный коллектив стал меньше, но зато порт жив и люди регулярно получают зарплату за свой нелегкий труд. К тому же она увеличилась за последний год в среднем на 25%. Мы сохранили все льготы для своих рабочих, отремонтировали душевые и раздевалки, обучили людей на курсах судоводителей, восстановили десятитонный погрузчик "Кальмар", отремонтировали тепловоз, провели доковый ремонт буксиров, покрасили краны, привели в порядок специальное покрытие открытых складов, поставили перед нашими акционерами задачу: приобрести буксир усиленного ледового класса, чтобы он мог работать как ледокол.

Судя по всему, у Кандалакшского морского торгового порта начинается новая жизнь и впереди вырисовываются светлые перспективы. 90 лет - это еще не возраст для предприятия с такой богатой биографией.

Евгения АЛЕКСЕЕНКО.