Пока на этой площадке нет лунок. И вместо клюшки в руке органичнее смотрится дозиметр. Но губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов и его коллега из норвежской провинции Финнмарк Гуннар Хённёй твердо договорились когда-нибудь сыграть здесь в гольф. Тогда, когда территория бывшей флотской базы в губе Андреева станет для этого пригодна.

В минувшую среду главы двух регионов в сопровождении норвежских и британских эскпертов, а также журналистов в очередной раз посетили это крупнейшее в Европе хранилище радиоактивных отходов.

Губа Андреева расположена вблизи Заозерска, в полусотне километров от норвежской границы. Она является частью губы Западная Лица, которая выходит в Мотовский залив Баренцева моря. Здесь около сорока лет назад была создана база Северного флота. В течение десятилетий военные моряки использовали ее для складирования отработанного ядерного топлива своих субмарин.

Несколько лет назад база была передана в ведение ФГУП "СевРАО", которое входит в структуру Федерального агентства по атомной энергии. Наследство мирным атомщикам досталось, мягко говоря, проблемное. Хранилища находились в ужасном техническом состоянии, инфраструктура пришла в негодность. Вопрос вывоза и утилизации опасных отходов если и стоял на повестке дня, то лишь в качестве очень отдаленной перспективы. Сначала надо было обеспечить накопленнному "добру" надежное и безопасное хранение. Но и к этим работам нельзя было приступить, не организовав должные условия для работы персонала.

Финансирование пошло из госбюджета. Но средств явно не хватало. Однако после выхода базы "на гражданку" появилась возможность привлечь помощь из-за рубежа. Откликнулась Норвегия, к ней присоединились Соединенное Королевство Великобритания, Швеция.

Начиная с 1999 года только норвежцы вложили в губу Андреева без малого 100 миллионов крон. Уже реализовано 14 проектов. Построена 15-километровая бетонная дорога. Возведены административно-бытовой комплекс, производственная раздевалка, два КПП, караульное помещение и часть периметра физической защиты. Вступил в строй водовод для подачи воды на техническую территорию базы. В свое время "Мурманский вестник" подробно писал об этом.

В нынешнем году подписаны еще три контракта. Два из них предусматривают окончание работ по созданию физзащиты и обследование причала, который будет входить в состав инфраструктуры вывоза ядерных отходов. Третий контракт два губернатора - Юрий Евдокимов и Гуннар Хённёй - подписали в Мурманске во вторник. Речь в нем идет о финансировании предварительных работ по проектированию инженерных сетей - водопровода, спецканализации, электричества.

Чтобы на месте осмотреть уже завершенные проекты, проверить эффективность вложения выделенных средств, губернаторы с группой норвежских и британских экспертов побывали в губе Андреева.

Открытость - одно из основных требований иностранцев. Это и понятно: они хотят точно знать, на что тратятся деньги их налогоплательщиков. Поэтому западные лица стали в Западной Лице частыми гостями. Но вот губернатор Финнмарка не был здесь уже около двух лет.

- Я хотел сам все увидеть. Понять, как проекты, финансируемые нами, согласуются с британскими и шведскими, - заявил Гуннар Хённёй.

Специалисты "СевРАО" заверили его, что отдельные проекты подчинены единой цели, а потому работы по ним, конечно же, полностью согласованы. Судя по всему, норвежские и британские эксперты были удовлетворены данными им разъяснениями и результатами поездки в целом.

Сейчас по-прежнему решается задача обезопасить само хранение ядерных отходов. Их вывоз ориентировочно должен начаться в 2009-2010 годах. Два года назад по оптимистичным прогнозам в качестве точки отсчета называлась осень 2005-го. Как видим, планам этим, к сожалению, не суждено было сбыться.

Губернатор Юрий Евдокимов, общаясь с прессой после осмотра пункта дезактивации автотранспорта, заметил, что работы идут медленнее, чем хотелось бы. Но они движутся, и это главное. Действительно, в таком деле спешка в ущерб надежности ни к чему.

В перспективе транспортная схема будет выглядеть так: из губы Андреева партии опасного груза будут доставляться морем в Мурманск на РТП "Атомфлот". Отсюда они уже спецпоездами отправятся на южный Урал, где находится производственное объединение "Маяк", на переработку.

Интересный факт: база в губе Андреева расположена возле ЗАТО Заозерск, а город, где живут работники "Маяка", бывший Челябинск-65, теперь называется Озерск. Так вот, чтобы перевезти через это "озеро Надежды" весь опасный груз, понадобится от 50 до 100 лет.

Неблизкий, видать, путь. И пройдем мы его, скорее всего, вместе с норвежцами, британцами, шведами. Ведь мы соседи. Европа стала тесной, как коммунальная кухня. И нет еще такого риэлтора, который смог бы нас расселить.

Игорь КУРСАКОВ