Театр Северного флота готовится отметить свое семидесятилетие. Праздновать артисты намерены в начале следующего года, хотя солидный рубеж в семь десятков лет перевалят уже в декабре. История у театра богатая, и накануне юбилея есть смысл вспомнить об основных ее вехах...

"Сегодня в театре выходной день. Днем коллективно отправились на каток... Вечером все вместе собрались в Доме флота смотреть кино на узкопленочном аппарате - комедию "Веселые путешественники" в двух частях, затем последнюю ее часть пустили сзаду-напередию, отчего получился потрясающий эффект. Хохот стоял беспрерывный. Потом принесли патефон и начались танцы. Так прошел этот день..."

Этой архивной записи уже лет семьдесят. Сделали ее в тридцатые годы артисты драматического театра Северного флота - тогда они вели такой своеобразный вахтенный журнал, дневник, где день за днем описывали свою коллективную жизнь. Жизнь молодого флотского театра, ставшего первым профессиональным театром на Кольской земле.

Он был учрежден приказом комфлота в 1933 году, а два года спустя получил статус профессионального. С первых лет и до конца Великой Отечественной войны труппа делилась на две части - мужчины-актеры на флоте проходили военную службу, женщины-актрисы были вольнонаемными. До самого 1987 года у театра не было собственной сцены: сначала он располагался в городе Полярном, затем в помещении Дома офицеров флота на окраине Мурманска.

Но это ничуть не помешало артистам завоевать любовь своих зрителей, моряков-североморцев, тем более что жизнь труппа вела кочевую, походную. Спектакли и концерты шли на сценах матросских и офицерских клубов, на палубах военных кораблей, в отсеках подводных лодок, на причалах. В постановках принимала участие флотская общественность - жены офицеров шили костюмы, старослужащие консультировали по вопросам истории русского флота, в том числе по революционной истории - как это было при постановке первого спектакля по пьесе А. Корнейчука "Гибель эскадры", на кораблях подбирали и изготавливали необходимый реквизит.

С самых первых лет своего существования театр работал и для гражданского населения края. Часто именно по его постановкам жители городов и особенно отдаленных его районов знакомились с театральным искусством. Вот еще одна характерная запись из вахтенного журнала: "Когда мы были в Поное, о гастролях прослышали в оленеводческом хозяйстве, расположенном в 14 километрах. Из колхоза прибыл ходатай. Он горячо просил краснофлотцев приехать к ним в гости - колхозники никогда не видели театра. Актеры решили двигаться немедленно. Они нагрузили на себя все необходимое для спектакля и пешком отправились в колхоз..."

Война для заполярного театра началась не в 1941-м, а на год раньше. В 1939-40 годах на Севере шла война, которую в нашей стране именовали "Белофинской". Мурманская область стала прифронтовой. Тогда артистам впервые пришлось поработать в боевых условиях. А страшное известие о нападении фашистов застало северян далеко от родного дома - труппа тогда гастролировала в Азербайджане. По дороге домой готовили новый репертуар. Решили - морякам-североморцам в перерыве между боями нужно яркое, короткое зрелище, которое дало бы сил для новых схваток с врагом. Часто подобные концерты проводились в ночное время: с наступлением темноты артисты ползком пробирались на передовую, выступали в землянках и перед рассветом возвращались на базу.

Концертными программами не ограничивались. В эти годы с театром сотрудничали многие известные драматурги. Константин Симонов передал труппе авторский экземпляр своей новой пьесы "Русские люди" и помогал в работе над ней. Премьера состоялась в 1942 году. Положение на фронтах тогда было очень тяжелым - назревало Сталинградское сражение. В дни, когда вышел приказ "Стоять насмерть!", театр играл пьесу Симонова каждый день перед морскими пехотинцами Северного флота, готовящимися к отправке в Сталинград.

Художественным руководителем театра в эти годы был молодой режиссер В. Плучек, впоследствии народный артист СССР, руководитель Московского театра сатиры. Именно он поставил один из лучших спектаклей театра - пьесу А. Крона "Офицер флота".

Первое десятилетие работы театра заложило основы всего, чем жил и живет сегодня коллектив: принципы формирования труппы, репертуарную линию, атмосферу внутренней жизни, любовь к Северному флоту, уважительное отношение к зрителю, чувство патриотизма, а в стилистике - склонность к ярким формам и открытости чувств. В течение всех этих лет театр остается верным своему принципу - ориентации в репертуаре на русскую и современную драматургию. Центральное место в его афише занимали и занимают спектакли на военную тему. Кроме уже упомянутых, это "Взлет" и "Рядовые" А. Дударева, "Барабанщица" А. Салынского, "Мой бедный Марат" А. Арбузова, "Торопись успеть" Л. Крейна. И в последние годы, несмотря на дефицит современных пьес подобной тематики, флотский театр не изменяет себе. Зрителям и критике запомнился спектакль "Не отврати, судьба!" по мотивам произведений К. Станюковича, ярким событием стал спектакль по пьесе А. Шульгиной и В. Плешака "Я рядом! Я близко! Я здесь..." - о подвиге подводника Магомета Гаджиева, погибшего в Заполярье в годы Великой Отечественной войны.

Разумеется, не обходит вниманием театр и проблемы современной жизни. Они нашли отражение в таких постановках, как "Сказки старого Арбата" А. Арбузова, "Семейный портрет с посторонним" С. Лобозерова, "Свалка" А. Дударева, "А если это любовь?" М. Рощина, и других. Видное место в репертуаре занимают пьесы русской и зарубежной классики, современных западных драматургов. Событием последних лет стала масштабная постановка "Пер Гюнта" Ибсена, полные залы собирает гоголевский "Ревизор".

За годы своей истории театр неоднократно отмечался почетными наградами. С его творчеством знакомы не только зрители Мурманской области. Гастрольные маршруты протянулись по всей стране. В 1960-м театр Северного флота выезжал в Москву, выступал на сцене Кремлевского театра и театра Советской армии. Побывали артисты в Ленинграде, Минске, Таллине, Львове, Тбилиси, были в Польше, Чехословакии, Венгрии, ГДР. Интересно отметить также, что свой творческий путь во флотском театре начинали известные артисты М. Пуговкин, Л. Неведомский.

Художественное руководство театром сегодня - это люди высоко профессиональные, преданные искусству, много лет проработавшие здесь, - главный режиссер Юзеф Фекета, главный художник Раиса Чебатурина, завлит Татьяна Чеснокова. Душа театра - его ветераны: народная артистка России Маргарита Конторина, заслуженные артисты России, ведущие актеры Евгений Щербаков, Александр Агафонов, Наталья Долгалева. В последние годы труппа пополнилась молодыми артистами, многие из которых уже успели ярко проявить себя на сцене и полюбиться зрителям.

Театр в погонах по-прежнему ориентирован на своего главного зрителя - военнослужащего, моряка, пограничника. На сегодняшний день он один из немногих оставшихся в России специализированных "военных" театров. И это обязывает коллектив к особой репертуарной политике, четкому определению своей позиции в мире искусства. Позиция эта проста и понятна - воспитание здорового патриотизма, основанное на лучших примерах из нашей богатой истории. И наверное, именно это делает его популярным у северян.

Юлия МАКШЕЕВА