85 самолетов, 28 танков, 19 вертолетов и 5 парусников - таково вооружение командира отделения газоспасателей ЗАО "Промбезопасность" Василия Шайтанова. И еще 7 - в работе. Военная техника мирно умещается в его трехкомнатной мончегорской квартире. Модели точь-в-точь повторяют оригиналы, но в масштабе 1:72.

В болотах же Кольского полуострова, по мнению коллекционера, находится около 3000 единиц техники времен Второй мировой войны. Правда, сегодня утверждать это рискованно. Навестив летом одно из таких мест, Василий обнаружил там только баллон от газосварочного аппарата. Крылатый истребитель был разрезан и вывезен по зимнику в неизвестном направлении...

В ХОББИ ВИНОВАТА ВОЙНА

- Сказки! Этого не может быть! - говорили ему лет 20 назад, когда он, вернувшись "с поля" (тогда Шайтанов работал геологом), начинал рассказывать об очередной находке. Тот обижался. И тащил из тундры "доказательства". Раз даже привез в лагерь авиационную бомбу. Легли за камни, отвернули взрыватель, бросили. Так жахнуло, что листья с деревьев посыпались.

Кольский полуостров, напичканный со времен войны металлом, хранит много тайн. Для Шайтанова это было открытием. И хотя родился он через 12 лет после победы, интерес к войне был неподдельным. Он видел, что рядом с растущими городами ржавеет мощная военная техника, не преданы земле останки солдат. Фотографировал, показывал.

- Ищешь приключений? Будут! - пообещал как-то сотрудник КГБ, когда Василий рассказал ему об очередном трофее.

И он замолчал. Надолго. Женился, растил детей, ходил "в поле", запоминал места находок, а прообразы трофеев стал изготавливать сам. Сегодня модели занимают в квартире три шкафа и несколько книжных полок. А еще есть папка с газетными и журнальными вырезками и коробка с разного калибра железочками, как называет их жена Люба.

- По такой медной или алюминиевой бирке и сейчас можно опознать пропавшего без вести бойца, - хозяин трофеев протягивает одну из них. - А это эмблема фирмы "Мерседес бенс" - изготовителя двигателей самолетов. Вот номер дальнего бомбардировщика "Ил-4". Табличка на английском языке - с "Харрикейна"... Наши болотные "холодильники" сохранили не только технику, но и останки пилотов, установить имена которых, я думаю, не составит большого труда. По номеру жетона немецкого солдата можно определить все его данные. А у эсэсовцев особый знак - металлические жетоны полумесяцем. В районе озер Нижний и Верхний Вермон и финнов находили.

Василий - охотник, в выходные любит побродить по лесу. У него отличная зрительная память, меткий глаз и трепетное отношение ко всему, что касается истории. Специально поисками никогда не занимался. На "трофеи" натыкался случайно. Говорит, что среди самолетов есть не только сбитые, но и совершившие вынужденную посадку. Они в хорошем состоянии.

...Первый боевой истребитель И-16 Василий нашел летом 1985 года на участке Гремяха-Вырмес. Фюзеляж сохранился полностью. Видно было, что самолет посажен пилотом. Русский "ишачек" не дотянул до аэродрома в одну из военных зим. Вместо шасси - деревянные лыжи, покрытые кожей. Тогда Василий взял на память несколько патронов от пулемета.

Голубая модель с красными звездами на крыльях, с открытой кабиной летчика. С нее-то и началась коллекция.

- Это первый советский истребитель-моноплан, - продолжает рассказчик, - на таком разбился Валерий Чкалов... Девятицилиндровый двигатель, поршни - по кругу. Бывший летчик мне как-то сказал, что система запуска у этого самолета, почти как у современных МиГов.

Следующим экспонатом стал бомбардировщик Ил-4. Шайтанов тут же воспроизвел картину его гибели:

- Летел низко, врезался в крутой берег, моторы остались на земле, а самолет упал в ручей. Стеклянный нос разбился, лонжероны обломились. Кто-то спилил ствол у пулемета. На уцелевшей бомбе черной краской написано "Детонатор вставлен".

ТРАКТОРИСТ, ТАНКИСТ, ГЕОЛОГ

Около белорусской деревни Березовки, где родился Василий, в годы войны находился аэродром. Вот и паренька с детства почему-то тянуло к самолетам. Первые модели делал из дерева. Строгал, выпиливал. Разузнал секрет самодельного клея. А главными "игрушками" стали ножик, надфиль, пассатижи. Только благодаря терпению и умению доводить дело до конца появлялись на свет "Яки", "Уточки", "Аннушки".

В 17 лет Василию доверили колхозный трактор. Он отмыл его так, что другие механизаторы решили: ненормальный! Разбирал, смазывал, протирал, ремонтировал. Два года в поле "железный конь" был послушен его рукам. Когда возвращал трактор, механик осмотрел, почесал затылок:

- Ежкин корень! Как с завода! Молодец!

Решил поступать в летное училище, но документы из военкомата опоздали, поэтому вернулся домой. Два года - с 1976 по 1978 - служил в танковых войсках в Чехословакии. Стрелок, механик-водитель, командир отделения механизированных мостов - это его военные специальности.

В 1980 году окончил Ленинградское техническое училище и получил специальность бурильщика. Одну из практик проходил на Кольском полуострове. Север очаровал. Белые ночи, синие озера, заснеженные даже в июльскую жару вершины гор показались ему сказкой. А жизнь в вагончиках, работа в накомарниках, походы по каменистым сопкам и были той суровой романтикой будней, о которой говорилось не в одной песне про геологов.

Бурильщик Центральной Кольской геологической экспедиции Шайтанов узнал об этом удивительном крае больше, чем местные жители. Выносливый, ловкий, стремительный. Он и сейчас не ведает, что такое болезнь, не понимает, как можно заблудиться в лесу или умереть от голода.

Однажды в Бараньей Иолге (около Колвицкого заказника) провалился в трещину и застрял как пробка вместе с рюкзаком на 12 часов. Искать бы не стали, никто не знал, куда он пошел. Выбрался сам. В другой раз, охотясь весной, провалился с собакой и лыжами под лед на Лай-реке за Оленицей. Течение там быстрое. Собаку вытащил. Лыжи уплыли, а сам выбился из сил - лед постоянно обламывался. Но все-таки выкарабкался. Разжег костер, высушил одежду, согрелся. Вместо четырех часов отсутствовал в лагере сутки. Но оленя для пропитания геологов добыл.

Да мало ли таких приключений было в его жизни?! То, что другим покажется экстримом, для него давно привычно, только высоты почему-то боится.

ТЕХНИКА УПЛЫВАЕТ ЗА РУБЕЖ

О своих находках и моделях Шайтанов может рассказывать бесконечно. Раньше искренне думал, что, кроме мальчишек, этим никто не увлекается. Каково же было удивление, когда в специализированном магазинчике около Ладожского вокзала в Питере увидел старичка, которому продавщицы специально оставляют модели.

- Оказалось, конструктору 82 года! С каждой пенсии он откладывает по 100 рублей и приезжает раз в три месяца в магазин, чтобы купить новинку.

- Сколько времени собираете модель? - не могу удержаться от вопроса, глядя на ювелирную работу мастера.

- Обычно от недели до трех месяцев, - говорит Василий. - После работы хочется побыть одному. И я на 4-5 часов уединяюсь.

Жена старается не отвлекать.

- Со стороны это выглядит, как медитация, - говорит Люба. - Он сливается с моделью воедино, ничего не видит и не слышит. А когда закончит, просто летает, радуется как ребенок: "Добил!!!" И с гордостью выносит свое детище.

- Это истинное удовольствие, - признается глава семьи.

- Вот Су-27, - продолжает он знакомить с коллекцией. - Летчик-истребитель Пугачев первый сделал на нем "кобру". Вот новейший вертолет-невидимка Ка-58. А вертолет Ка-52 прозвали черной акулой. Сделать его очень трудно. Специалист эту модель оценит. Вот МиГ-31 - современнейший и пока единственный самолет, который охраняет наш север. Американцы называют его "гончая". Есть такой авиационный термин "точка невозврата", который означает, что самолет улетает дальше, чем ему хватит топлива для возвращения на свой или запасной аэродром. Ошибки здесь чреваты. Первый, кто летал так далеко на истребителе-перехватчике МиГ-31, - подполковник Владимир Пулин из полка ПВО, базировавшегося под Мончегорском. Было это 25 марта 1987 года.

Василий сделал этот МиГ и табличку смастерил: "Он был первым". Шайтанов очень сожалеет, когда найденная им в тундре техника сдается в металлолом или продается за границу. Почему? Неужели нашим мальчишкам неинтересна история авиации, корабле- и танкостроения?

Обрадовался, когда узнал, что под Мурманском есть музей военной техники. Вот где он мог бы помочь! Только время летит неумолимо. И обнаруженные предприимчивыми людьми самолеты "уплывают" за рубеж. Раз даже позвонил по такому объявлению в Мурманск. Ему сразу сказали, что котируется и расценки назвали...

Как-то по ТВ показали сюжет о находке самолета у поселка Шонгуй. Пейзаж Василию был знаком: 20 лет назад там работал. Весной во время охоты увидел, что из болота торчит хвост самолета. Взяли с ребятами шесты. Фонарь (кабина) закрыт, значит, пилот внутри. Сами сделать ничего не смогли, о находке рассказали знакомым. В 90-е годы нашлись доброхоты. Подняли самолет, установили личность летчика - комсомолец из Тамбова, доставили его останки на родину и захоронили (мать парня умерла за два месяца до этого), а сам "Харрикейн"... продали англичанам за 250 тысяч долларов.

ЭПИЛОГ

Одна из новинок - гордость Василия - парусник "Гото-Предестинация", который он собирал полгода. Это уникальное произведение кораблестроения петровской эпохи. Первый линейный корабль русского военно-морского флота. Построен был менее чем за три года, по чертежам Петра I, без помощи иностранцев и в апреле 1700 года спущен на воду. По воле царя его назвали "Гото-Предестинация", что означает "Божье предвидение". Наверное, оно все-таки есть.

...В Книгу памяти Крупского района Минской области занесено имя летчика Василия Шайтанова. Его самолет сбили в одном из боев за город Борисов в 1942 году. Тезка. А Василию кажется, что это он защищал родное небо на той страшной войне, участвовал в воздушных боях. И был сбит. Может, поэтому хочет помочь людям (неважно, какой национальности) найти своих без вести пропавших на Кольском полуострове родственников и может, поэтому боится высоты?

Людмила КАРХУ