К удобствам люди привыкают быстро. Порой вещи и предметы, делающие нашу повседневную жизнь более комфортной, становятся такими же привычными, как солнце летом или снег зимой. Взять, к примеру, троллейбусы. Кажется, что они сновали по магистралям Мурманска всегда. Хотя биография электротранспорта в заполярной столице еще укладывается в понятие "средний возраст", завтра ему стукнет 44 года.

Все началось морозным зимним утром 11 февраля 1962 года. В десять часов в "пилотный" рейс отправились новенькие машины ЗИУ-5 (их получили в конце 61-го с завода имени Урицкого, расположенного в городе Энгельсе Саратовской области). То воскресенье стало для горожан настоящим праздником. По воспоминаниям очевидцев, салоны были наполнены до отказа. Мурманчанам так понравился новый вид транспорта, что многие подолгу не выходили из троллейбусов, желая продлить удовольствие.

Первый маршрут, протяженностью 5 километров 100 метров, соединил улицу Карла Либкнехта и Больничный городок. На линию ежедневно выходили 12 машин. За рулем сидели молодые люди, которым было доверено стать пионерами нового для заполярных пассажиров вида перевозок. Все водители предварительно прошли специальное обучение в Ленинграде. Электроэнергией маршрут обеспечивала тяговая подстанция, находившаяся в районе памятника 6-й героической батарее. На кольце улицы Карла Либкнехта разместились ремонтные мастерские - депо № 1, а неподалеку от него - небольшая деревянная диспетчерская.

Постепенно город разрастался, разветвлялись и магистрали. Через два года после первого рейса была введена линия в северную часть областного центра. В 1972-м по дорогам начали колесить более комфортабельные трехдверные машины марки ЗИУ-9. С 1975-го пассажиры смогли добираться на троллейбусе до автопарка № 1118, а еще через пару лет - до улицы Южной (теперь она Щербакова). Чуть позже были пущены линии до улиц Героев Рыбачьего и Радищева, а также по Полярным Зорям. К слову, некоторое время по Мурманску курсировал даже фирменный троллейбус - он назывался "Арктика".

Так со временем троллейбусные линии превратились в настоящую сеть, охватившую весь город. Сегодня общая протяженность маршрутов составляет уже 116,7 километра, по магистралям города пассажиров перевозят более сотни машин.

Изменилось и первое троллейбусное депо. Из нескольких мастерских, рассчитанных на 25 машин, оно превратилось в солидную техническую базу. Ежедневно отсюда выходят на линию около четырех десятков троллейбусов шестого и десятого маршрутов. Коллектив насчитывает около девяноста человек технического персонала, более сотни кондукторов и 130 водителей.

- За каждой машиной закреплен экипаж из двух человек, - рассказал заместитель начальника депо № 1 Александр Александров. - Для водителя свой троллейбус значит очень много. Не будет большим преувеличением сказать, что они ухаживают за ним, почти как за ребенком. Приятно отметить, что и наши пассажиры относятся к технике бережно.

Между тем труд водителя легким никак не назовешь. Если предстоит утренняя смена, подъем с постели - часа в три утра. "Дежурка" привозит на работу примерно за час до первого рейса. Плановый технический осмотр - и в 5.17 троллейбус выходит на линию.

В депо первые троллейбусы начинают заходить часов с пяти вечера. Каждый проходит очередной осмотр и отправляется на мойку. Причем изнутри салон начищают вручную.

Ворота за последней машиной закрываются в 0.49. Но на этом жизнь депо не останавливается: механики готовят электрических тяжеловозов к новому трудовому дню.

Несмотря на столь напряженный график, работники ценят свое предприятие. Об этом говорит хотя бы то, что многие здесь работают целыми семьями. Виктор, Галина и их сын Александр, Сергей и Наталья - все они носят фамилию Поспеловы. Юрий Калинин, его дочь и зять, Анна и Константин Воронины, Иван и Алексей Хорьковы, Александр и Алексей Юношевы - примеры "семейных бригад" можно приводить долго.

Теснее всего мурманские пассажиры троллейбусов общаются, конечно, с кондукторами. Кстати, людям этой профессии приходится не только продавать билеты, но и быть порой настоящими психологами.

- Я работаю больше семи лет, - рассказала кондуктор депо № 1 Татьяна Украинцева. - Пассажиры в основном люди тактичные и дисциплинированные. Но бывает, порой войдет человек без настроения, и уже заранее видно, что он готов на конфликт. В такой ситуации главное - избежать столкновения, уйти от него.

А бывают и курьезные моменты, чаще всего связанные с приметой "счастливого" билетика. Как-то вошли в троллейбус два молодых человека. Купили, как положено, у кондуктора талончики и устроились на сиденьях. Через пару остановок в салоне появились контролеры.

- Девушка, продайте скорее мне новый билет! - вдруг попросил кондуктора один из приятелей. На удивленный вопрос, куда же подевался предыдущий, парень смущенно прошептал: - Я его съел...

- Так давайте я вам счастливую квитанцию со штрафом выдам, - вступила в разговор подошедшая контролер. - Бумагу потолще, лист побольше...

Впрочем, она говорила это с улыбкой, и для незадачливого ревнителя "народных традиций" история закончилась смехом.

Но в общем, если уж попался "счастливый" билет и хочется получить подтверждение приметы, все-таки лучше дотерпеть с "трапезой" до своей остановки. Ведь билет в руке пассажира означает не только право на поездку, это еще и знак уважения к труду тех, кто старается вовремя доставить нас к месту назначения.

Пожалуй, если все мы будем уважать друг друга, то и любая поездка в троллейбусе станет приятным путешествием. А уж работники электротранспорта предпринимают для этого все необходимое.

Юлия НОВИКОВА