Об особом значении Мурманской области в российско-норвежских отношениях говорит тот факт, что министр иностранных дел Королевства Норвегия Йонас Гар Стёре начал свой визит в Россию именно с Мурманска. Лишь затем он направится в Санкт-Петербург и Москву. Правда, на Кольскую землю министр прибыл с опозданием. Сильный боковой ветер помешал его самолету приземлиться в Мурмашах во вторник вечером. Сделав несколько кругов над аэродромом, лайнер взял курс на Киркенес, откуда норвежская делегация отправилась в Мурманск на автобусе. Как шутил сам министр, все дело в летчике-датчанине. Для настоящего северянина - норвежца или русского - такие мелочи были бы нипочем.

Вчера утром состоялась встреча Йонаса Гар Стёре с губернатором Мурманской области Юрием Евдокимовым. Овальный зал областного правительства с трудом вместил участников переговоров. Вместе с норвежским министром прибыли посол Норвегии в России Ойвинд Нордслеттен, генконсул в Мурманске Руне Осхейм, председатель губернского собрания Финнмарка Кирсти Сакси, представитель Баренц-секретариата Маргарете Альнес, чиновники МИДа, корреспонденты норвежских СМИ.

Не менее представительной была и делегация Мурманской области. Губернатор пригласил на встречу с министром соседней страны своих заместителей, руководителей нескольких областных департаментов. Открывая встречу, Юрий Евдокимов выразил удовлетворение развитием отношений Мурманской области и Норвегии по всем основным направлениям: экология и радиационная безопасность, транспорт и коммуникации, социальная защита, образование и культура. Губернатор отметил и вопросы, которые пока не удалось до конца решить, - это некоторые аспекты рыболовства и транспортировки углеводородов.

В ответном слове Йонас Гар Стёре сказал, что это первый его визит в Россию в качестве министра. На этом посту он недавно - около 4 месяцев, - но за столь недолгий срок встречался с российским коллегой Сергеем Лавровым чаще, чем с кем-либо еще. Планируя данный визит, именно Йонас Гар Стёре настоял на необычном маршруте - приехать в Москву с Севера России.

В процессе начавшихся затем переговоров стороны обменялись мнениями по некоторым вопросам контроля за рыболовством в Баренцевом море. В повестке дня также стояло подписание двух официальных документов. Соглашение между правительством Мурманской области и собранием губернии Финнмарк касается реконструкции автодороги Борисоглебск - Мурманск. Норвежская сторона планирует выделить в текущем году на эти цели миллион крон.

Второй документ представляет собой ряд договоренностей между нашим регионом и компанией "Статойл". Они включают в себя, в частности, развитие в Мурманской области сети поставщиков для обслуживания шельфовых месторождений, расширение участия в области природоохранной деятельности. Будет также проведено совместное исследование для изучения возможностей перехода от нынешней энергетической системы, основанной на тяжелых нефтепродуктах, к природному газу Баренцева моря к 2011-2013 годам.

По окончании переговоров Йонас Гар Стёре и Юрий Евдокимов уделили несколько минут общению с журналистами. Российские и норвежские телекамеры стояли так плотно, что телекорреспондентам ничего не оставалось делать, как приземлиться на коленки каждый перед своей камерой.

Отвечая на вопрос о необычности маршрута в Москву через Мурманск, Йонас Гар Стёре привел характерные цифры. В 1990 году границу в Борисоглебске пересекли 36 человек, а в прошлом году - 107 тысяч!

- Поэтому, - отметил министр, - для меня совершенно естественно ехать в Москву через Мурманск.

Говоря о рыбных запасах Баренцева моря, Йонас Гар Стёре подчеркнул обоюдную ответственность Норвегии и России перед будущими поколениями за сохранение водных биоресурсов. Если совокупная квота двух стран на треску составляет 430 тысяч тонн, то незаконный вылов достигает по меньшей мере 100 тысяч тонн.

Юрия Евдокимова спросили, что он считает самым важным в сотрудничестве с Норвегией по освоению шельфа.

- Отвечу коротко: все, - сказал губернатор. - Весь опыт, который сегодня накоплен компаниями Норвегии в работе на шельфе, для нас чрезвычайно важен. Особенно то, что касается охраны окружающей среды и ненанесения ей ущерба при добыче и транспортировке нефти и газа по Баренцеву, Норвежскому и Северному морям.

Игорь КАТЕРИНИЧЕВ