У гордости нашего края - барка "Седов", на днях отметившего свое 85-летие, удивительная судьба. Построенный в 1920 году на верфи Круппа в Киле (Германия), он носил название "Магдалена Виннен". Так владелец судна Карл Виннен хотел увековечить имя своей дочери. Судно было предназначено для перевозки грузов между портами Европы и Южной Америки. Но уже в 1936 году новый владелец оборудовал барк кубриками для кадетов, и дополнительно к грузовой добавилась еще и учебная обязанность. И называться стал он уже мужским именем - "Коммондор Йонсон".

Во время Второй мировой войны "Коммондор Йонсон" плавал в Балтийском море под германским военно-морским флагом. А после войны его вместе с другими немецкими парусными судами по репарации получил Советский Союз.

И началась у барка новая жизнь. Корабль назвали в честь полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова. В январе 1946 года над "Седовым" поднят военно-морской флаг СССР, и барк был переведен в класс чисто учебных судов. Первое послевоенное плавание совершил он в 1952 году, в 57-м с курсантами на борту "Седов" принял участие в гидрографических исследованиях Атлантического океана. А с 1991 года - новые страницы в его биографии - судно передано Мурманскому государственному техническому университету. И до нынешнего дня проходят на нем обучение будущие капитаны, штурмана, механики, радисты.

О том, где судно находится сейчас, каковы планы его походов на ближайшее будущее, "Мурманскому вестнику" рассказал начальник управления мореплавания МГТУ Валерий Поляков. Но сначала я спросила:

- 85 лет для судна - это много или очень много?

- Восемь с лишним десятков лет для любого судна предельный возраст, - пояснил Валерий Валерьевич, - но наш барк годы не берут, корпус у него, как только со стапеля.

С ноября парусник находится на ремонте в Санкт-Петербурге. А в июне барк выйдет в большой поход. Под эгидой правительства Мурманской области "Седов" совершит арктическо-атлантическое плавание, посвященное 130-летию со дня рождения Георгия Седова и 100-летию подводного флота России. Из Санкт-Петербурга судно пойдет сначала в Киль, на свою историческую родину, так сказать. Там-то и будет отпразднован юбилей парусника. Дальше - заходы в Вильгельмсхафен (Германия), Рейкъявик, Тромсе, Баренцбург, Хаммерфест, Северодвинск, Мурманск. До Мурманска "Седов" доберется уже в сентябре. Так что нынешней осенью мурманчанам предоставится возможность полюбоваться парусником во всей красе.

Кстати, после участия в прошлогодних съемках немецкого фильма, в котором "Седов" изображал немецкий парусник "Памир", погибший во время шторма в начале 50-х, судно перекрасили. Был белоснежный, стал черный с белой полосой. Таким его решили и оставить. Говорят, очень внушительно выглядит. Даже немного на пиратское судно смахивает. Паруса только белые. Кстати, о парусах - какие только не предлагали сделать, рассказывает Валерий Поляков, и алые, и зеленые... И рекламу на них предлагали разместить. Но судно гордо продолжает нести 4195 квадратных метров парусов традиционного белого цвета.

Вообще, для киношников это судно, видно, лакомый кусок. Вот уже и Говорухин присматривается, даже, говорят, предложение делал сняться в фильме по рассказам Станюковича.

Когда ветер наполняет паруса "Седова", он быстр и неудержим. Уверяют, что соперничество с ним вряд ли под силу какому-нибудь современному паруснику.

Недавно у судна появился второй капитан. Николай Зорченко прибыл с Дальнего Востока, где командовал фрегатом "Паллада" - это тоже парусное судно, но поменьше "Седова". На время ремонта он берет бразды правления в свои руки. Когда же "Седов" отправится в арктическо-атлантическое плавание, Николай Зорченко пойдет дублером нынешнего капитана Виктора Мишенева, который хорошо знает воды Арктики и Атлантики.

"Седов" занесен в Книгу рекордов Гиннесса, как самое крупное из сохранившихся до наших дней парусных судов.

- А сколько лет еще может проплавать "Седов"? - спросила я у Валерия Полякова.

- Лет до ста, - заверил меня он.

И это, думаю, будет поводом попасть в Книгу рекордов Гиннесса еще раз.

Галина ДВОРЕЦКАЯ