Большинство мончегорских школьников в последнее десятилетие являются участниками экспериментов, проводимых в системе образования. Школы города - инновационные и профильные площадки. Результаты этой деятельности высоко оцениваются на российском уровне. Мончегорцы побеждают на международных олимпиадах, абитуриенты легко поступают в столичные вузы на бюджетные отделения и даже становятся именными стипендиатами.

На днях на базе школы № 12, работающей по системе Эльконина и Давыдова, прошел семинар. Тема его: "Развитие контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся в образовательном процессе." Педагогам из Оленегорска, Мурманска, Ковдорского района было что обсудить и чему поучиться. Главное, гости не только смотрели и слушали, но и проектировали, моделировали - это и есть основная идея системы развивающего обучения.

Двенадцать открытых уроков, в том числе у разновозрастных учеников, прошли, что называется, на одном дыхании. Как добиться, чтобы ребенок действовал самостоятельно? Для этого есть специальные технологии, с которыми и познакомились участники семинара. Мнения коллег, побывавших на уроках и в младших, и в старших классах, положительны. Так, преподаватели математики средней школы №11 из Ковдора Лилия Макарова и Ирина Павлова, понаблюдав за пятиклашками, отметили:

- Дети умеют работать в группах, сравнивать, анализировать, делать выводы, оценивать свою работу и работу товарищей. Учитель умело направляет их действия.

Землячка ковдорчан, преподаватель биологии из школы №8 Светлана Юрьева дала высокую оценку педагогу и учащимся 8"б" класса после урока обществознания:

- Учитель хорошо работает с понятиями, создает ситуацию "разрыва знаний". На уроке ребята не только создали модель общества, но и проверили ее функциональность... по сказке "Золушка"!

Участники семинара писали сочинения, вместе с ребятами работали со "столом заданий" и "столом-помощником", изобретали карту движений по предмету, составляли проекты по группам и защищали их. А напоследок за "круглым столом" обсудили выполненную за день работу.

- Один из этапов семинара назывался "Этический заряд", - директор двенадцатой школы Виктор Выбач явно доволен результатом. - Выступление детей вызвало улыбки у всех, зал оживился. Старшеклассники отлично разыграли в лицах сценку на экзамене, сопроводив ее песнями. "Ах, если бы мечта наша сбылась..." и школьные отметки заменили бы на одну - высшего качества! В этом был смысл миниатюры, что отвечало сути проблем, обсуждавшихся на семинаре.

В среде мончегорцев давно прекратились споры, отдать ребенка в простую школу или на "развивающее обучение". Большинство предпочитает второе. Ученики ездят в двенадцатую на Мончу из других микрорайонов города, и школа с радостью встречает каждого, кому по душе творчество, независимость и "ноу-хау". Здесь пишут стихи и рассказы, находят оригинальные решения математических и физических задач, с интересом путешествуют по собственноручно изготовленной карте движения по предмету, например, с мыса Местоимений на берег Прилагательных. И уже в юном возрасте учатся оценивать свою деятельность и "движение" в обществе не традиционно по баллам, а по волшебным линеечкам Дембо. Это психологический тест на оценку, например, знаний, успешности, красоты. Сначала ребенок оценивает себя сам, потом - его друг, группа и учитель. Каждая оценка защищается и обсуждается, как и вся работа.

- Я не слышала раньше о методике развивающего обучения, - призналась одна из родительниц Нина Солдатова, - но на собрании в детсаду, куда ходила дочь, решила: пойдем в двенадцатую. Уж очень убедительно выступила учитель начальных классов Валерия Валентиновна Бессонова! Конечно, я переживала, что вся группа пошла в школу №7, а Света нет. Но эта "нетрадиционка" за четыре года столько дала ей для жизни, что мы ни разу не пожалели о выборе. Сейчас она уже в 9-м классе, почти отличница, класс очень дружный!

Света слова мамы подтвердила:

- Учиться интересно! Мы сами ставим оценки на обобщающих уроках по теме, сами себя тестируем, заводим портфолио, умеем составлять проекты. Все это было на семинаре и, думаю, удивило учителей других школ. А еще мы учимся работать в команде, общаться, дружить.

Согласитесь, это немаловажные факторы в сегодняшнем мире. Как успешно реализовать себя в жизни? Один из шансов - получить качественное образование. По результатам опроса центра "Общественное мнение" 41 процент россиян считают, что хорошую школу отличает профессионализм педагогов, 21 процент ценят высокий уровень образования. Современные же родители ждут от школы того, что она научит их детей "системно мыслить и не бояться общаться с миром". Мончегорцам это удается. Школа №12 - член Международной ассоциации "Развивающее обучение" (МАРО), с 2000 года является одной из экспериментальных площадок МАРО. В 2004 году педагогический коллектив был награжден дипломом этой Ассоциации за большой вклад в становление и развитие образовательной системы.

Людмила КАРХУ, Мончегорск