На карте нашей области в последние годы появилось немало брошенных поселков. Жизнь в них постепенно замирает, и только старожилы могут еще припомнить другие времена - те, когда здесь строили, осваивали, возводили... Такая судьба постигла и мою малую родину - Затон, маленький населенный пункт на озере Ковдозеро.

В 30-х годах прошлого века на берегу Ковдозера стояли лишь несколько отдельных домиков да десяток бараков. Здесь жили сплавщики леса, здесь же было место для стоянки и ремонта речных судов. В те времена воды озера бороздили небольшие катера с простыми названиями "Надежда", "Ковдочка", "Делегатка". Изредка, дымя черной трубой, проходил большой буксир - пароход "Беломор". Еще в ходу были деревянные баржи, а также лодки "килатки" для сплавщиков леса. Эти лодки строили здесь, в Затоне, на своих верфях. Для деревянного флота требовалась смола. Ее добывали на другом берегу, где располагалась смолокурка, там из пней ели и сосны смолу и выкуривали. А в стороне от Затона стояли на плаву несколько сортировочных ворот. Ловкие и умелые рабочие рассортировывали сплавленный лес.

Ветеран труда Ульяна Семеновна Гаврилова (в девичестве Лукина) вспоминает, как ее семья в те годы перебралась сюда из Карелии. Было ей тогда шесть лет. Отец - Семен Лукин - стал бригадиром на сортировке леса. Вместе с ним трудились сыновья, братья Ульяны Семеновны Иван и Данил. Еще один брат, Мартемьян, работал на катере "Делегатка". Данил погиб во время Великой Отечественной войны в 1941 году в районе Западной Лицы. Не вернулся с войны и Мартемьян, погиб в 42-м в Карелии. Остался жив лишь средний - Иван. После войны он еще долго проработал на лесосплаве.

Ветеран труда Нотозерского леспромхоза Павел Федорович Чистяков прибыл в Затон в 1951 году после службы в армии. Направление на должность заведующего гужевым транспортом получил в Кандалакшском леспромхозе, куда Затон входил как его рабочее подразделение.

- В мою задачу, - вспоминает он, - входило формирование обоза из 40 лошадей для перевозки грузов на лесопункты по льду Ковдозера зимой, а летом организация заготовки кормов для всех лошадей хозяйства леспромхоза - их насчитывалось до 200 голов. В начале 60-х весь гужевой транспорт был из хозяйства выведен.

Семнадцатилетним пареньком прибыл из Ковды на работу в механические мастерские Кандалакшского леспромхоза Василий Галибин - будущий начальник сплавного участка. Было это в 1939 году. Сначала он работал учеником токаря, потом токарем. Во время войны сражался на Мурманском направлении в разведке. Демобилизовавшись в 1946 году, он сразу вернулся на старое место работы. В 1948-м был утвержден начальником сплавного участка Затон. Хозяйский подход к делу, сметка, рачительность, рационализаторский взгляд на все решаемые вопросы отличали его деятельность на этом посту.

Развернувшееся строительство Княжегубской ГЭС поставило задачу скорейшей зачистки зоны затопления. Под воду уходили большие участки со спелым лесом, его спешно выпиливали по всему периметру Ковдора. Да и спрос на лесоматериалы в стране заставил руководство леспромхоза увеличить число катеров для буксировки леса от мест заготовки к местам переработки. В середине 50-х годов на смену старым судам пришли новые речные катера, прибыл еще один буксир, стала развиваться судоремонтная база. В 1958-59 годах бригада котельщиков во главе с Галибиным переоборудовала пароход "Беломор" - паровой котел заменили на новый немецкий дизельный двигатель.

В послевоенное время для связи с лесными поселками были организованы пассажирские перевозки по Ковдозеру. Их осуществляли катера "Культурник", "Сплавщик", "Маяк". Более 30 судов разного тоннажа бороздили в 60-80-е годы воды Ковдозера. Глубокой осенью их вытаскивали на берег для профилактики и ремонта, подготовки к следующей навигации.

Обновлялся и парк автомобилей. На смену газогенераторной автотехнике пришли современные ЗИСы, ЗИЛы, МАЗы. Силами механических мастерских были сделаны прицепные устройства для перевозки леса. Затон начал заготавливать лес и подвозить его автомобилями на разделку на лесобазу Княжая. Были здесь свои ударники. Так, в 70-е годы гремела слава по Нотозерскому леспромхозу мастерского участка во главе с Павлом Чистяковым.

Мастерская сплавного участка выросла в подразделения: гараж, кузница, электрогазосварочная, котельная, электроцех, участок по ремонту бензопил и так далее. В каждом подразделении свои рационализаторы и изобретатели помогали экономить государственную копейку. Сам Галибин был первым среди них. Достаточно вспомнить Галибинский канал на Ковдозеро или надежно стоящие на воде сортировочные ворота.

Стояла здесь когда-то проходная, были, как на больших производствах, въездные ворота, дежурили вахтеры-сторожа. В лучшие годы на участке Затон работало до трехсот человек. В июле 1963-го начал здесь свою трудовую деятельность учеником токаря-фрезеровщика и я - автор этих строк. Здесь состоялся я как рабочий человек. И слова песни из кинофильма "Весна на Заречной улице" я полностью примеряю на себя: "Я не хочу судьбу иную, мне ни на что не променять ту заводскую проходную, что в люди вывела меня".

Производство развивалось и дальше, в 70-е годы, когда возле Затона открыли перевалку леса для Ковдского лесозавода. Решено было перевозить лес из Ковдозера в Княжую губу на лесовозах.

В Затоне имелись начальная школа и два детских садика. Работали магазин, столовая, медицинский пункт. Свой досуг жители поселения проводили в клубе, где проходили и концерты, и рабочие собрания, демонстрировались кинофильмы, действовала библиотека, а по субботам и воскресеньям устраивались танцы. В летние и осенние месяцы по субботам все выезжали на катерах за грибами и ягодами, на отдых. Многие помнят эти поездки!

В 1993-94 годах сплавной участок Затон прекратил свою работу. Произошло это вследствие банкротства Нотозерского леспромхоза. Ковдозерский флот был вначале вытащен на сушу, потом фактически растащен на металлолом. Народ разъехался... Остались здесь жить только старожилы - Тимофеевы, Колпаковы, Федуловы, Шведовы. Есть здесь свои долгожители - Матрена Емельянова, Ульяна Никитина, Айно Канноева.

Тихо стало в Затоне. Лишь туристы нарушают эту тишину. С весны до глубокой осени собираются приезжие со всей России на скалистом берегу близ Затона - любуются красотами природы да слушают рассказы стариков...

Станислав БОРОДКИН, краевед, пос. Зеленоборский