Проект строительства перегрузочного комплекса акционерным обществом «Норильский никель» стал первым вопросом, заслушанным на очередном заседании межведомственного координационного совета по развитию Мурманского транспортного узла. Для никелевого гиганта это строительство означает создание здесь своего базового порта. Грузовые перевалочные операции компания в будущем планирует сконцентрировать в Мурманске.

Другим стратегическим моментом является для нее постройка собственного флота. И первое судно, получившее название «Норильский никель», уже готово. Оно не нуждается в ледокольном сопровождении и может самостоятельно круглогодично плавать во льдах. До января 2009 года должно появиться еще четыре таких судна.

К этому же времени планируется завершить строительство перегрузочного терминала. Его проект, отметил директор Мурманского транспортного филиала ОАО «ГМК «Норильский никель» Алексей Тюкавин, практически прошел согласование. Комплекс, рассчитанный на перевалку порядка полутора миллионов тонн грузов в год, будет иметь две площадки.

Последний момент вызвал на заседании координационного совета вопросы: не станет ли передвижение железнодорожных составов между портовыми площадками компании серьезным препятствием в подъезде к морскому вокзалу? Проще говоря, не будут ли вагоны и платформы с фузом «Норникеля» причиной многочасовых перекрываний железнодорожного переезда на улице Траловой? В этом плане и сейчас возникают проблемы. А если развитие Мурманского транспортного узла пойдет по намеченному пути, то портовые мощности шагнут на другую сторону Кольского залива, и туда потребуется доставлять на работу немалое число людей.

Как утверждают разработчики проекта, в закрытии железнодорожного переезда на долю грузов «Норильского никеля» не должно будет приходиться более полутора часов в сутки. Однако участники совещания решили еще раз вернуться к этому вопросу и тщательно его изучить.

Намечающееся освоение месторождения «Олений Ручей» ставит свои задачи в развитии транспортной инфраструктуры Хибинского территориально-производственного комплекса. Строительство нового горно-обогатительного предприятия Северо-Западной фосфорной компанией в перспективе означает значительную прибавку к объемам железнодорожных перевозок. С выходом на проектные мощности - это 4 миллиона тонн в год только исходящих грузов. А начать выпуск продукции СЗФК намеревается уже в 2011 году.

Ей потребуется создание эксплуатационно-путевого хозяйства и «подключение» к железной дороге Мурманск - Петербург. Компания планирует построить новый участок железнодорожного пути протяженностью восемнадцать километров, а также провести реконструкцию части ветки от Титана до Ревды. В настоящее время ведется работа над обоснованием инвестиций.

Как подчеркнул генеральный директор Сергей Федоров, СЗФК намеревается продавать продукцию на внутреннем рынке. Грузы пойдут в южном направлении, и областного центра это не коснется. Тем не менее перспективы развития Мурманского транспортного узла предприятию не безразличны.

- Все в этой жизни может быть. Поэтому нам интересны все проработки, и мы не собираемся стоять в стороне, - заметил Федоров.

Координационный совет заслушал также информацию о предлагаемых разработчиками вариантах развития транспортного узла и о том, как продвигается работа над обоснованием инвестиций.

Для включения в подпрограмму федеральной целевой программы развития морского транспорта России на 2011 - 2020 годы от Мурманской области требуются предложения. Поэтому на заседании предложено заинтересованным сторонам подумать и представить их в департамент промышленности и транспорта в течение ближайших двух-трех недель.

Татьяна РЯЗАНОВА.