- Россия - это перекрестье, сердце мира - она связывает Север и Юг, Запад и Восток. А потому задача, которую ставят перед собой сильные мира, - овладеть Россией путем расчленения ее на ряд маленьких стран, над которыми можно будет установить контроль. Наш Север в данном случае выступает форпостом, сдерживающим эту агрессию, - это утверждение, высказанное вице-президентом Академии геополитических проблем Константином Сивковым, стало одной из главных тем разговора за «круглым столом», состоявшегося в субботу в Мурманске. Посвящен разговор был проблеме обеспечения геополитической безопасности России и роли Северного флота в защите национальных интересов страны.

Тот же Сивков заметил: хотя Северный остается главным флотом страны, но современное состояние его вызывает тревогу: количество кораблей уменьшается, и полноценно выполнять главную свою задачу по защите рубежей Родины он может ныне лишь в пределах Баренцева моря.

С ученым солидарен и действующий подводник, командир 11-й эскадры подводных лодок СФ Александр Смелков. Причем он связывает нынешнее положение дел в первую очередь с тем, что в современной России не вполне решены ключевые вопросы, от которых напрямую зависит жизнь армии и флота.

- Меня сегодня часто спрашивают: «Каким быть Северному флоту?» Честно отвечаю - не знаю. Страна, которая не определила свои задачи во внешней политике, не может поставить задачи собственным Вооруженным силам, - с укоризной посетовал вице-адмирал.

По мнению большинства выступавших на заседании «круглого стола», в котором участвовали и руководители крупнейших в регионе транспортных и рыбодобывающих предприятий, роль Северного флота неизбежно будет расти. В первую очередь это связано с необходимостью защиты экономических интересов страны в Арктике, что касается и морских биоресурсов, и углеводородных запасов.

В ходе встречи зашел разговор и о будущем Северного морского пути - уникальной магистрали, связывающей Европу с Дальним Востоком. Генеральный директор Мурманского морского пароходства Александр Медведев считает, что российское будущее подобной магистрали под угрозой - для этого нужны атомный ледокольный флот, сложившаяся инфраструктура, обеспечивающая работу Севморпути, суда ледового класса. У современной России на все это не хватает должных средств. А потому существует опасность, что Севморпуть вскоре будет приватизирован частной компанией. Вызывает тревогу и рост активности в этом вопросе наших соседей по Северу Европы.

- В Норвегии построено десять разведывательных и буровых судов. А теперь сами догадайтесь: где они будут бурить? - с горечью заметил Александр Михайлович.

По общему мнению участников разговора, насущно необходимо не только обозначать на карте, но вести реальную экономическую деятельность в Арктике. Только это поможет упрочить позиции России в этом регионе. Но для этого необходимы и усилия, и существенные затраты со стороны государства.

Дмитрий КОРЖОВ.