Лауреат вне конкурса

На днях «Колэнергосбыт» объявил о подготовке очередного ежегодного конкурса «Золотая опора», заключительный этап которого пройдет 16-20 апреля. В течение месяца энергетики определят его участников - около двух десятков предприятий и учреждений Мурманской области - лучших потребителей электроэнергии. Победившим будет выдан своеобразный «сертификат качества», ведь отсутствие задолженности, регулярность платежей, внедрение передовых технологий, применение современных систем учета энергопотребления позволяют реконструировать и строить энергообъекты, развивать экономику региона.

- Если бы такой конкурс можно было провести среди муниципальных образований, то в числе победителей обязательно оказался бы Ловозерский район в целом, - утверждают энергетики. А ведь еще три-четыре года назад он был для них настоящей головной болью...

Пусть пироги печет пирожник

В то время электроэнергию абонентам Ловозерского района продавало «Мур-манскоблэнерго», которое в свою очередь покупало ее у «Колэнергосбыта». Но к концу 2003 года оно полностью развалилось, оставив после себя тяжелое наследство - километры бесхозных электросетей, несанкционированное энергопотребление, миллионные долги.

Все эти проблемы достались «Колэнергосбыту», который взял на прямое обслуживание энергопотребителей района, в том числе население. Правда, с одним повезло - вскоре главой муниципального образования была избрана энергичная женщина Наталья Рябчикова, которая понимала сложность ситуации.

- Вначале наши отношения складывались не гладко, - рассказывает Наталья Петровна, - энергосбыт требовал оплату в срок, а Центральные электросети «Колэнерго» грозили прекратить обслуживание сетей. Наша служба единого заказчика, задерживавшая платежи, решила тогда проэкспериментировать - мол, сама будет обслуживать наружные и внутридомовые сети, собирать плату за энергопотребление. Но на деле мы получили кучу жалоб от населения. После этого поняли, что пироги должен печь пирожник, а сапоги тачать сапожник. В сфере энергоснабжения есть профессионалы, с которыми нужно поддерживать честные договорные отношения. Мы платим, а они качественно выполняют работу. После этого мы начали находить взаимопонимание. Правда, впереди еще ждали суровые испытания...

Гаражная эпопея

Надо заметить, что в поселке Ревда около 2,5 тысячи гаражей - практически каждая семья имеет гараж. Попытались здесь в свое время ввести вольницу в сфере их электроснабжения, предложив «Колэнергосбыту» заключить договор на поставку электроэнергии с каждым отдельно взятым владельцем гаража. Но в результате люди перестали платить. Ответственных нет - спросить не с кого. Началось несанкционированное энергопотребление - эдакий «гаражный коммунизм». Каждый желающий мог прокинуть себе кабель. Провода висели на заборах, тянулись по земле... Тогда «Колэнергосбыт» в целях безопасности граждан выдвинул условие: либо каждый владелец гаража финансирует строительство линии электропередачи в соответствии с установленными нормами, а затем подключается к сетям, либо люди объединяются - и тогда уже гаражные объединения заключат договоры с энергетиками.

Когда дело дошло до отключений, народ стал митинговать. Первый удар на себя приняли контролеры «Колэнергосбыта» - на собраниях они терпеливо разъясняли людям преимущества объединений. Решающей стала и позиция главы района.

- Тогда, два года назад, во Дворце культуры собрались более полутысячи владельцев гаражей. Все ждали, что скажет глава. И я сказала «да» гаражным объединениям и новым отношениям с «Колэнергосбытом», аргументировав позицию стремлением защитить население от несчастных случаев, - говорит Наталья Рябчикова. - Конечно, законодательство не позволяет легко и быстро принять на баланс все бесхозные сети, но острота проблемы была снята.

- Вначале объединения были огромными - по триста гаражей и более. Имелись там и частные подсобные хозяйства, и даже маленькие производства. Такую массу потребителей проконтролировать было сложно, - вспоминает инженер абонентской службы «Колэнергосбыта» Ирина Ширшова. - Главе района вместе с руководством компании пришлось «разруливать» проблему. Решили гаражи разделить порядно. В каждом гаражном объединении вышло рядов по пятнадцать.

Старшими мы назначили инициативных людей, которые на основании выставленного счета контролируют разницу между показанием счетчика и суммой, что собрали за месяц. Мы помогли людям организоваться, теперь они сами определяют неплательщиков и ведут с ними работу, - говорит Ирина Васильевна - В результате по итогам 2006 года сборы составили 101 процент, тогда как в начале года собираемость платежей была лишь 10 процентов!

В гаражном хозяйстве наводится порядок, «рубильники» под замками, территория очищена от «левой» электропроводки. Важно также, что контролер по гаражам Любовь Борей знает всех, так как не один год здесь работает...

Абонентский участок сегодня

Сейчас ревдинский абонентский участок «Колэнергосбыта» перебрался из старого деревянного строения в новое помещение - стало удобно для посетителей. Служба обеспечена необходимой оргтехникой и связью. Внедрена новая электронная программа обслуживания абонентов, пользоваться которой обучен персонал. Раньше люди самостоятельно заполняли квитанции, производили расчеты, что не всегда удавалось сделать правильно, - пенсионеры толпились в отделении с просьбами помочь рассчитать им льготы. Теперь контролеры снимают показания счетчиков по графику, и программа их обрабатывает. В результате жители Ревды и Ловозера получают квитанции с выставленными счетами, где учтены и льготы, и субсидии, - остается лишь заплатить. И как результат, собираемость платежей в 2006 году составила 87 процентов - это в районе, который считается сложным, дотационным!

В последнее время территория деятельности контролеров абонентского участка значительно расширилась. Теперь они обслуживают еще более тысячи абонентов Мончегорской КЭЧ, ряда воинских частей, а также население поселков Высокий и Протоки.

- Работать не тяжело, - говорят они, - тяжело осознавать нелегкое финансовое состояние района. Приходится быть психологами, вникать в положение людей. Одни получают мизерную зарплату, другие живут на пособия. Хотелось бы, чтобы наконец начало на полные обороты работать наше главное предприятие - Ловозерский ГОК, и жизнь наладится...

Вопросов не возникает

- Мы выстроили разумную систему отношений с энергетиками, - считает Наталья Рябчикова. - Раньше приходили пачки телефонограмм о том, что бюджетные учреждения не платят по счетам. Сейчас это бывает крайне редко. Кредиторскую задолженность бюджетных районных учреждений мы снизили за пару лет с 42 до 11 миллионов рублей. В целом я рада, что в районе работают большие и серьезные энергоснабжающие организации, такие как «Колэнергосбыт», «Колэнерго» и в части теплоснабжения - «ТЭКОС». Это мощные компании, которые имеют специалистов высокого класса, а также необходимые материальные ресурсы, позволяющие решать проблемы на местах, и которые сами не создают проблем в части энергоснабжения. У них настолько все четко отлажено, что вопросов не возникает, если мы вовремя оплачиваем их работу.

Ловозерский район - выразительный пример того, как это важно, чтобы власть (областная и муниципальная) сотрудничала с энергетиками, не отстраняясь от проблем. Со своей стороны «Колэнергосбыт» готов и далее содействовать муниципалитету, в частности, в деле улучшения энергоснабжения отдаленных сел - Краснощелья. Каневки, Сосновки, где вместо старых дизельных подстанций планируется внедрить новые ветроэнергетические установки. Будем вместе налаживать жизнь.

Сергей ВЕСЕЛКОВ. Пресс-служба ОАО «Колэнергосбыт».