Вокруг Снежногорска лишь скалы и ветер, пронизывающий до костей. Видимо, местные жители, как никто другой, ценят уют, поэтому вопреки суровостям природы разукрасили стены своих домов яркими красками лета. Экзотическая раскраска придает городу необычайный колорит, подчеркивая при этом, что в основе жизни лежат свет и тепло...

Жизнь без жалоб

Исполнился ровно год, с тех пор как электроснабжающей организацией для жителей ЗАТО Снежногорск стал «Колэнергосбыт», который принял эстафету у местной «Горэлектросети». Произошло это из-за реформы коммунальной энергетики, предусматривающей отделение монопольных видов деятельности от конкурентных. То есть сетевым хозяйством отныне должно заниматься одно предприятие, а сбытом электроэнергии - другое.

Снежногорская«Горэлектросеть» с одобрения администрации ЗАТО первой в области откликнулась на реформу, решив передать функции обслуживания своих абонентов крупному стабильному поставщику, имеющему выход на оптовый рынок электроэнергии. Но, как говорится, реформа реформой, а каков результат? Вдруг прогадали, хотя можно было повременить?

- У меня абсолютно нет претензий к качеству энергообеспечения города. С тех пор, как потребителей Снежногорска начал обслуживать «Колэнергосбыт», стало спокойнее. Перестали поступать жалобы от населения. И мы уже не получаем телеграммы с очередным «последним китайским предупреждением» от энергоснабжающей организации

об ограничениях подачи электроэнергии. Разделили задачи и функции, теперь каждый занимается тем делом, которым должен заниматься, - говорит глава ЗАТО Снежногорск Юрий Юрлин.

Экскурс в недавнее прошлое

Кстати, о том, что каждый должен заниматься своим делом, Юрий Петрович знает не понаслышке. Когда он впервые занял кресло мэра, все было иначе. Тогда в городской собственности кроме ручки, флага и печати ничего не было. Даже здание администрации арендовали у завода. В свою очередь, коллективу СРЗ «Нерпа», призванному выполнять оборонный заказ, приходилось заниматься несвойственной деятельностью - содержать «в нагрузку» городские объекты. Со временем администрация взяла под свое крыло культурные и медицинские учреждения, всю социальную инфраструктуру Снежногорска.

- Иначе завод бы «рухнул», - утверждает глава, - в ту пору «оборонку» не жаловали, не было заказов. Сейчас картина изменилась: «Нерпа» работает на усиление мощи Северного флота, администрация ЗАТО Снежногорск обеспечивает комфортность проживания населения. Все при своем деле.

Без посредников

Позиция главы Снежногорска ярко проявилась и во взаимоотношениях с «Колэнергосбытом». Сразу после выхода в свет Федерального закона «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период» снежногорские власти приступили к передаче энергосбытовых функций от муниципального предприятия «Гор-электросеть» к «Колэнергосбыту», выделив ему помещение в центре города.

Теперь «Колэнергосбыт» обслуживает снежногорцев напрямую, профессионально, не «в нагрузку», без посредников - и в этом есть выгода для самих абонентов. К примеру, несмотря на инфляцию, для юридических лиц тариф уменьшился с 1 руб. 06 коп. до 98 коп. - снежногорцы вошли в общий пул партнеров «Колэнергосбыта», где себестоимость энергоснабжения ниже, а путь электроэнергии от поставщика к потребителю короче.

Выиграла и снежногорская «Гор-электросеть», которая раньше занималась не только поддержанием сложного электросетевого хозяйства, но и непрофильным делом - сбором средств за энергопотребление.

Снежногорский партнериат

- Сейчас у нас появилась возможность вплотную заняться городскими наружными электрическими сетями, проводить их капитальный ремонт и реконструкцию, - рассказывает директор УМПП «Горэлект-росеть» Анатолий Герасимов. - А было время, когда мы отвечали за все и за всех сразу. Кто-то из потребителей не заплатил - мы обязаны были рассчитываться. Не рассчитались - городу вводились ограничения. Доходило до того, что в работе оставалась лишь одна линия электропередачи. Дополнительная нагрузка изнашивает электрические сети. Однажды в 2003 году и вовсе город погас - линия не выдержала, кабель вышел из строя. Восстановление потребовало больших затрат, а населению пришлось испытать немало неудобств. Но эти проблемы канули в Лету, - продолжает Анатолий Иванович. - Теперь наше предприятие получает информацию от «Колэнергосбыта» о состоянии оплаты и вводит ограничения конкретному неплательщику, персонально, по необходимости.

Принципиально важно, что мы выстроили доверительные отношения с нашим партнером, - считает Анатолий Иванович. - Руководители и специалисты «Колэнергосбыта» - это профессионалы своего дела, поэтому мы часто обращаемся к ним за советом и помощью -рыночные правила диктуют новые подходы в работе с партнерами, клиентами, налоговой инспекцией, регулирующими органами власти. Созваниваемся даже в отпуске. Наше сотрудничество - пример для других. Пусть к «Колэнергосбыту» присоединяются напрямую все больше областных потребителей - энергоснабжение станет лишь на дежнее.

Двери открыты всем

Сотрудники абонентской службы ОАО «Колэнергосбыт» в ЗАТО Снежногорск теперь встречают своих клиентов в просторном помещении на ул. Бирюкова, 9.

- Принимаем всех обратившихся, даже в неприемный час. Двери целый день открыты, - утверждает инженер по работе с бытовыми абонентами Елена Чарнель.

С должниками контролеры тоже обходительны. Самый распространенный метод воздействия - написать на квитанции красной пастой: «Пожалуйста, оплатите долг». Реагируют...

- В среднем собираемость оплаты за энергопотребление составляет 100 процентов. Впрочем, в связи с праздничными днями бывает не добор, но вскоре количество оплаченных счетов резко возрастает, - улыбаются контролеры.

Кстати, раньше приходилось сортировать бланки счетов по адресам и квартирам - труд гигантский и утомительный, найти ошибку было сложно. Теперь ввели электронную программу учета по лицевому счету абонента - стало намного проще. Набрал номер счета - информация об абоненте высветилась на мониторе. Потребителям нравится, что все за них компьютер подсчитал, включая льготы.

Систематически контролеры обходят закрепленные за ними участки, проверяя исправность счетчиков в щитках. По мере необходимости дают заявку коллегам из «Горэлектросети» - работа с партнерами налажена. Вот только почтовые ящики нередко оказываются разбитыми, и люди жалуются, что квитанции теряются. Впрочем, это частный вопрос, который в принципе решаем.

Город смотрит в будущее

- Главное в том, что градообразующее предприятие встало на ноги, - говорят сотрудники абонентской службы, - жилкомхоз работает, улицы убираются, молодежь не забыта. Город живет и строится.

Скоро в Снежногорске будет свой оздоровительный комплекс с бассейном. Его строительство идет полным ходом. Хотя и бывают задержки финансирования, но в рабочем порядке муниципалитет, «Горэлектросеть» и «Колэнергосбыт» регулируют взаимоотношения, ведь энергоснабжение стройки нельзя остановить. Препятствия преодолимы, когда в товарищах согласье есть.

- Со всеми вопросами, требующими решения на муниципальном уровне, обращайтесь в администрацию. Всегда поддержу, ведь повышение надежности энергоснабжения в интересах снежногорцев, - заверил нас глава ЗАТО.

Сергей ВЕСЕЛКОВ, пресс-служба ОАО «Колэнергосбыт».