Две крупные даты связаны в нынешнем году с Северным полюсом.

70 лет назад, 21 мая 1937 года, начала работу первая дрейфующая станция «Северный полюс» Главсевморпути в составе И. Д. Папанина, Е. К. Федорова, П. П. Ширшова и Э. Т. Кренкеля.

Приближается и другой юбилей - 30 лет назад Северный полюс впервые в мире был покорен надводным судном в свободном плавании - атомным ледоколом «Арктика» ММП. Оба этих события определенным образом связаны между собой.

Итак, «Северный полюс». После девяти месяцев дрейфа, когда разрушающуюся льдину вынесло в Гренландское море, четверку полярников сняли пробившиеся в район дрейфа пароходы «Таймыр» и «Мурман». Спасенных доставили в Ленинград, затем - в Москву и возили потом для встреч с трудящимися едва не по всей стране. Они стали Героями Советского Союза, их чествовали так же, как спустя чуть более двух десятилетий будут всенародно чествовать первого космонавта Земли Юрия Гагарина...

Полюс для одиночек

В первые десятилетия XX века Северный полюс стал этаким полиюном для захватывающих дух рекордов. На пути к нему одни вели научные наблюдения, а другие откровенно рвались к рекорду, славе. Это были в основном небольшие частные группы, поддерживаемые состоятельными людьми либо организациями, имевшими свой рекламный интерес. Американцы Ф. Кук и Р. Пири первыми добрались до Северного полюса по льдам на собачьих упряжках. Их земляк Р. Берд в 1926 году первым достиг этой точки Земли на самолете. Через три дня после него над полюсом пролетел дирижабль «Норвегия» с первым покорителем Южного полюса Р. Амундсеном во главе экспедиции. А не менее «арктическая», чем США и Норвегия, наша Россия осталась, можно сказать, вообще без полюса. Она, впрочем, как страна и не стремилась туда. Состязания в Арктике долгое время оставались делом энергичных, предприимчивых, честолюбивых одиночек. Был в числе соискателей открытия Северного полюса и россиянин, морской офицер, видный гидрограф Г. Я. Седов, который, однако, умер на пути к цели во льдах Земли Франца-Иосифа.

Самолеты, ледоколы, подлодки

Акция «Северный полюс» задумывалась чем-то более значительным, нежели просто достижение вершины планеты масштабной экспедицией с помощью транспортных самолетов. И осуществлялась она хотя и усилиями Главсевморпути, но в масштабе всей страны. Никакой организации одной не осилить было бы то колоссальное по затратам и организации мероприятие, в какое вылилась эта акция. План высадки на Северном полюсе научной дрейфующей станции рассматривало правительство СССР на своем заседании в феврале 1936 года.

О размерах государственных затрат на эту акцию можно судить хотя бы по тому, сколь мощными были силы, привлеченные к участию в организации СП-1, а затем - в спасении четверки в конце дрейфа. Предварительно два рейса с полными трюмами грузов совершил из Архангельска к острову Рудольфа Земли Франца-Иосифа пароход «В. Русанов». На острове был построен поселок с радиостанцией, аэродромом, где накопили запасы авиационного горючего, продовольствия и топлива для рабочих, экипажей самолетов, а также - научное и аэродромное оборудование, включая тяжелые тракторы. 22 марта 1937 года на эту базу прибыла из Москвы на четырех тяжелых самолетах в сопровождении самолета-разведчика экспедиция «Север» численностью 42 человека под руководством самою начальника Главсевморпути О. Ю. Шмидта.

Два месяца тщательной подготовки, и 21 мая флагманский самолет доставил четверку зимовщиков в район Северного полюса. Научную часть дрейфующей станции составляли всего двое: геофизик Е. К. Федоров и гидробиолог П. П. Ширшов.

Э. Т. Кренкель обеспечивал радиосвязь, а И. Д. Папанин был хозяйственником и руководителем станции.

Спустя шесть месяцев в Главсевморпути начали подготовку к снятию дрейфующей станции. А вскоре началась и сама операция. По ходу дела она превратилась в спасательную. В операции задействовали три гидрографических судна, из которых два ледокольного типа, а также три подводные лодки, линейный ледокол, самолеты. Туда же устремился дирижабль «СССР В-6» с 19 членами экипажа. В полете дирижабль потерпел под Кандалакшей катастрофу, в которой погибло 13 человек.

19 февраля 1938 года моряки вышедших из Мурманска «Таймыра» и «Мурмана» сняли папанинцев со льдины.

Гонка продолжается?

Эти четверо были, конечно же, сильными, мужественными людьми. В экстремальных условиях жизни и работы на арктической льдине в течение девяти месяцев они свою задачу исполнили: собрали ценный материал для изучения дрейфа льда, данные по метеорологии и гидрологии, провели многочисленные гравитационные и магнитные измерения, выполнили биологические исследования.

Ради чего была осуществлена впервые в мире такая грандиозная арктическая акция? Считается, что ради чисто научных целей. Однако в этом можно усомниться.

Профессор М. И. Белов, отметив в целом ценность научных результатов дрейфа СП-1, в своем труде «Научное и хозяйственное освоение Советского Севера. 1933-1945 гг.» напишет в конце 60-х годов следующее: «К сожалению, гидрологические и океанологические наблюдения станции «Северный полюс-1» не были изданы и до сих пор не введены целиком в научный оборот». И еще: «К сожалению, собранный материал не был должным образом проанализирован, во всяком случае, из него не были сделаны выводы».

Понятнее становится цель акции из речи О. Ю. Шмидта, сказанной в день отлета самолетов со льдины. В истории СССР дрейф этой четверки должен был стать, по словам начальника Главсевморпути, «яркой страницей большевистских побед».

Это были, вспомним, 1937 и 1938 годы, печально известные всему миру, увы, и другими событиями. Руководители СССР, оцепленного колючкой ГУЛАГа, желали, по всей видимости, чтобы Страна Советов выглядела в глазах мира и собственного народа передовой процветающей державой, способной на рекорды мирового масштаба. И средств народных на это отнюдь не жалели да, кажется, и не считали.

Кроме всего, это был, похоже, и своего рода «полюсный реванш».

Но вот в 1960 году - новый рекорд! Американская атомная субмарина «Наутилус» впервые в мире всплыла во льдах в географической точке Северного полюса.

Спустя два года вынырнул из полыньи на макушке планеты наш подводный атомоход «Ленинский комсомол», показав тем самым, что его швы тоже не лыком шиты.

1977 год. Советский атомный ледокол «Арктика» устанавливает новый рекорд, став первым надводным судном, достигшим географической точки Северного полюса в свободном плавании. Установить такой рекорд еще ранее пытались американцы. Более чем за десять лет до «Арктики» они направили к полюсу от побережья Аляски мощный танкер ледокольного типа «Манхэттен». Он оказался, однако, маломаневренным для плавания в серьезных паковых льдах и, получив пробоину, в какую мог бы въехать троллейбус, вернулся с полпути.

К настоящему времени Северный полюс благодаря развитию техники, средств связи стал доступным и для спортсменов, туристов - едва ли не для всех желающих.

А тем молниеносным рейсом, который совершил тридцать лет назад атомоход «Арктика» к Северному полюсу, закончилась, похоже, честолюбивая гонка к вершине планеты, длившаяся почти сотню лет. Внимание мира, жаждущего, как и тысячи лет назад, зрелищ, острых ощущений любой ценой, переместилось на гонку в космосе.

Что дальше?

Игорь ЧЕСНОКОВ.