«Жу-жу-жу»... Поначалу его голос негромок и вкрадчив. Зато потом как разговорится, как запоет свою бодрящую песенку! И - вперед! Прыткий и верткий - с ним нестрашно попасть в пробку, он вывернется из любого скопления машин, бегает довольно быстро. Такой станет настоящим дружком. Накатавшись вдоволь, его ничего не стоит прихватить и занести в дом. Еще бы, не оставлять же на улице это веселое чудо. Если автомобиль называют железным конем, то этот малыш - скорее железный пони.

Жаль только климат у нас не совсем подходит малютке: его сезон длится недолго. Это на юге он может без устали бегать круглый год, а у нас по зимней дороге не раскатаешься. Тем не менее в Мурманске скутеры явно входят в моду. И постепенно догоняют по популярности мотоциклы. Немудрено: ревущие собратья стоят втрое-вчетверо дороже, уход за ними тоже влетает в копейку, да и недаром байкеров называют самоликвидаторами. Выжимая скорость, они рискуют жизнью, как каскадеры.

Малыш скутер значительно безопаснее: его предел - 50-70 километров в час. Расход бензина смешной. На пяти литрах можно гнать километров сто. А стоит эта радость на колесиках дешевле компьютера.

Но, пожалуй, главное, что делает скутер доступным, - по российским правилам дорожного движения на скутере допускается езда без прав. Но не без правил.

В Европе малюток давно поставили на учет. Там введена особая форма прав на их вождение - категория «А1». И чтобы стать полноценным водителем, не обойдешься без занятий в автошколе и сдачи экзамена. Скутеры регистрируются, получают номера, проходят техосмотры. У нас же этот сравнительно новый транспорт оказался на полной вольнице. Ни тебе экзаменов, ни разорительных процедур ТО, ни регистрации. Сел прямо в автомагазине - и поехал!

С одной стороны, такие райские условия только радуют. Без лишних проволочек приручить двухколесного малыша - чего лучше. Чай, не внедорожник - чтобы управляться с ним, не нужно много сноровки. В то же время жужжащая игрушка - полноправный участник дорожного движения. Весной волна происшествий с участием скутеров прошла сразу по нескольким городам страны. В Мурманске, слава Богу, пока все благополучно. Впрочем, у нас и лета, по большому счету, еще не было - так что сезон скутеристов только начинается. А чтобы он прошел благополучно, не худо обезопасить себя и окружающих.

- На вождение транспорта с таким малым объемом двигателя действительно не нужно получать прав, - поясняет Андрей Маслов, командир отдельного батальона ДПС областной ГИБДД. - Но правила-то знать нужно! У нас, к сожалению, отсутствие водительского удостоверения означает отсутствие всякого понятия о них. Такой водитель на любом транспорте создает потенциальную опасность для других участников движения. Это и внезапные повороты без предупреждающих сигналов, и грубые нарушения правил...

Незнание не освобождает от ответственности: нарушителей на скутерах штрафуют так же, как всех прочих. Да, и если вам не исполнилось шестнадцати, за руль - ни-ни! Иначе можно загреметь в комиссию по делам несовершеннолетних и родителей подвести под монастырь. Впрочем, по городу то и дело носятся «ковбои» не старше четырнадцати. На самом деле рискуют они довольно серьезно. Спрос с любого водителя - недетский. С начала года на рассмотрении комиссии побывало более 300 материалов, герои которых - малолетние лихачи. Засветились и на мопедах, и на мотоциклах, и даже на автомобилях.

Прежде чем выехать на дорогу, нужно проверить техническое состояние вашего железного друга. Ежели со здоровьем у него порядок - вперед! Помимо таких мини-осмотров опытные скутеристы рекомендуют проводить настоящий техосмотр через каждые полгода или каждые 2500 километров пробега. Контролировать вас, понятно, никто не станет, но ради собственной безопасности можно и повозиться часик с гаечным ключом. Особых навыков домашний ТО не требует. Он включает осмотр двигателя и ходовой части, замену масла, проверку элементов освещения.

Пилоту положено обзавестись шлемом и наколенниками. Ну а еще не помешают перчатки и ветровка - скорости скутеров со стороны кажутся малыми, а когда ты в седле и ветер свистит в ушах, поневоле задумаешься об экипировке. Шустрым малышам на дороге раз навсегда отведена определенная территория. Им полагается ездить только по крайней левой полосе в один ряд. А уж все остальное дорожное полотно будьте любезны оставьте для ребят посерьезнее - тяжеловесов и легковушек. Мелюзге на колесиках даже разрешается ездить по обочине, если это не мешает пешеходам.

Осторожность и холодная голова - залог благополучия. А вот залог сохранности вашего двухколесного сокровища только один - на ночь заносить в дом или прятать в гараж.

Сигнализация, конечно, дело хорошее, но уж больно легко завладеть малышом: взял под мышку да и унес!

Впрочем, это пока скутер дело новое. На улицах их все больше. В перспективе, глядишь, и регистрировать их начнут. Тогда, может, и угонов поменьше станет.

- Уже сейчас в ПДД вносятся серьезные изменения, - говорит подполковник Андрей Маслов. - Однако скутеров они пока не коснутся. Но в будущем, скорее всего, у нас тоже введут экзамен, выдачу прав и постановку на учет этих транспортных средств. До тех пор планируется хотя бы ввести в школах и училищах преподавание правил движения - раз так много молодежи садится за руль, пусть учатся!

Татьяна БРИЦКАЯ.