Кольский залив давно превратился в свалку бесхозных кораблей. Владельцы старых судов не особо задумываются о том, куда девать отработавшие свой век морские «посудины», и бросают их у побережья. Некоторые корабли не успевают дождаться и этой участи. От старости и ветхости идут ко дну прямо на рейде.

Пограничный сторожевой корабль «Надежный» много лет охранял морские рубежи Отчизны. В 1998 году его вывели из состава эскадры, и судно перекочевало от военных к частному владельцу. С какой целью тот использовал сторожевик, сказать трудно. Когда корабль пришел в негодность, новый хозяин в 2001 году пришвартовал его к пирсу Мурманской судоверфи. «Надежный» простоял там всего лишь год. Просочившаяся вода заполнила трюмы, и ПСКР лег на дно у причала.

- Экологическая обстановка в заливе удручающая, - заметил исполнительный директор фонда «Гармоничное развитие» Владимир Бахарев. - В разных его местах покоятся около двухсот кораблей. Из топливных баков просачивается мазут. Залив просто стонет от такого «богатства». Помимо экологической угрозы эти объекты представляют и навигационную опасность.

Еще одна беда, по мнению Бахарева, - отсутствие на Кольском полуострове систем судоподъема.

- В этом мы наглядно убедились во время трагедии с подводной лодкой «Курск», - продолжил Владимир Ильич.- Чтобы вызволить ее из морских глубин, пришлось привлекать иностранные компании...

Экологические фонды «Кольский берег» и «Гармоничное развитие» уже не первый год занимаются очисткой залива. На их счету десятки поднятых со дна судов. Теперь дошла очередь и до «Надежного». На прошлой неделе водолазы прикрепили к бывшему сторожевику надувные понтоны, изготовленные на оборонном предприятии в Санкт-Петербурге. Но пока удалось приподнять корабль всего лишь наполовину. Нос и верхняя палуба уже явили взору свои ржавые «лохмотья». Кормовая часть пока находится под водой.

- Работа непростая, - объяснил президент фонда «Кольский берег» Андрей Пульный. - Сейчас мы облегчаем корпус судна, срезаем с него все лишнее. Водолазы задраивают кингстоны - бортовые отверстия, через которые когда-то поступала вода для охлаждения двигателей. Работа сопряжена с опасностью: приливы и отливы, волны от проходящих мимо судов создают дополнительные трудности.

Чтобы лишний раз не рисковать людьми, для осмотра труднодоступных мест корабля экологи приобрели подводный видеоробот. Эта техника может работать при любых погодных условиях.

- Работы осталось недели на полторы, - сказал Пульный. - Как только появится возможность для буксировки, ПСКР проделает свой последний путь в плавмастерскую «Резец» в районе Трех Ручьев для окончательной разделки.

Покончив с «Надежным», экологи собираются заняться «Териберкой». Это судно затонуло в акватории торгового порта в 1993 году и теперь затрудняет другим кораблям подход к причалам. Сейчас разрабатывается проект по его подъему.

- На территории залива находится десять несанкционированных корабельных свалок, - рассказала начальник Морской инспекции Росприроднадзора Нина Суханова. - Главный поставщик этого «добра» - Северный флот. В его акватории пять корабельных кладбищ. Мы неоднократно обсуждали этот вопрос на координационном совете по промышленной и экологической безопасности при правительстве Мурманской области. Сейчас составляем реестр брошенных судов, ищем их собственников. Нерадивых хозяев сложно привлечь к ответственности. Зачастую их просто не найти. А не урегулировав правовые вопросы, работы по подъему судов начать непросто.

Игорь АРИСТОВ.