«Мурманский вестник» уже неоднократно рассказывал об уникальной экспедиции, которая стартовала в июле. На борту научного судна «Академик Федоров» к Северному полюсу отправились более сотни ученых. Руководит походом почетный полярник, Герой Советского Союза Артур Чилингаров. Для изучения глубин Северного Ледовитого океана исследователи взяли с собой два батискафа «Мир-1» и «Мир-2». С помощью этих подводных аппаратов удалось провести ряд важнейших для страны исследований, а также погрузить на Северном полюсе капсулу с российским флагом.

Безопасность арктического похода обеспечивает ледокол «Россия». О том, как прошел начальный этап экспедиции и что ученым предстоит сделать в будущем, рассказал на пресс-конференции генеральный директор Мурманского морского пароходства Александр Медведев.

- Первый этап экспедиции «Арктика-2007» успешно завершен, - отметил Александр Михайлович. - «Россия» вывела «Академика Федорова» из ледовой зоны. Сейчас они идут навстречу научному судну «Академик Келдыш». Часть ученых пересядет на борт этого корабля и отправится в Мурманск. Оставшиеся полетят в столицу самолетом со Шпицбергена. «Академик Федоров» пока останется в Арктике. Он займется поиском льдины для дрейфующей полярной станции. Продолжатся работы и по изучению приполюсной части хребта Ломоносова.

Действия российских ученых вызвали неоднозначную реакцию в мире. Канада, Соединенные Штаты и Дания также претендуют на этот участок шельфа. Из Сиэтла на ледоколе военно-морских сил США уже отправилась научная экспедиция, подобная российской. По мнению Александра Медведева, доказать мировому сообществу, что граница России простирается до Северного полюса, будет сложно. Ведь кроме видеосъемки и эхозондирования необходимо провести ряд других работ.

- Техническая база для проведения исследовательских работ пока оставляет желать лучшего, - подчеркнул Медведев. - К сожалению, у нас не осталось научных судов ледового класса, которые могли бы проводить сейсмическую разведку и буровые работы. Мурманское пароходство предложило правительству переоборудовать атомный лихтеровоз «Севморпуть» в буровое судно. Северодвинский завод «Звездочка» готов выполнить эту работу в максимально короткие сроки - за полтора года.

Александр Михайлович выразил уверенность, что у России сегодня есть все шансы наверстать упущенное. Американцы находятся сейчас в менее выгодной ситуации. Они долгое время считали нерентабельным строительство ледокольного флота и теперь вынуждены пожинать плоды своего прагматизма. Ведь таких ледоколов, которые есть у России, нет ни у кого в мире. Ледокол ВМС США, который отправился из Сиэтла в Арктику, по своим техническим характеристикам значительно уступает своим российским собратьям.

Игорь АРИСТОВ.