Однажды, изучая старую английскую карту, изданную в Лондоне в 1922 году, я увидел странное несоответствие. На этой карте железная дорога удивительным образом не оканчивается на восточном берегу Кольского залива в Мурманске, а упирается в город-порт Александровск (ныне - Полярный), который находится на 70 километров севернее на западном берегу залива. Насколько я знал, такой дороги никогда не было.

Заинтересовавшись, стал просматривать имеющийся материал и обнаружил совпадение! На более ранней американской карте «Крупномасштабная карта России в Европе», выпущенной в 1918 году, также обозначен этот несуществующий отрезок. Получалось, что это не случайная ошибка.

Сравнив обе находки, пришел к выводу - несмотря на различие в масштабах, английская и американская карты сильно похожи. Они содержат одни и те же особенности. На обеих указана железнодорожная станция Масельская («Маsselsk» на английской карте и «Маsselskaia» на американской), на других картах того времени не отмеченная. Более того, ни на той, ни на другой нет города Романова-на-Мурмане, ныне - Мурманска, хотя нынешний областной центр был заложен еще в 1916 году. Теоретически разработчики английского атласа могли слепо скопировать ошибки американской. Но вот откуда на американской карте появился этот несуществующий отрезок железной дороги, непонятно.

Если обратиться к истории, то в 1916-м Александровск представлял собой уже действующий глубоководный коммерческий порт, а Романов-на-Мурмане еще только строился. Шла Первая мировая война. Россия отрезана от Европы на Черном море и Балтике. Возможно, по первоначальным планам дорога все же должна была выйти на левый берег Кольского залива и дотянуться до Алекcандровска, но помешала революция 1917 года. Если так, то это могло стать причиной появления на картах союзников (американцев и англичан) несуществующего отрезка.

Однако, побывав в 2006 году на выставке, посвященной 90-летию постройки Мурманской железной дороги, никаких упоминаний об этом участке я не нашел.

В наши дни, когда начинается интенсивное освоение шельфа Арктики, начались проектные работы по строительству железнодорожной ветки на западном берегу Кольского залива. Удивительно, но существующий лишь на старых картах участок дороги, возможно, все-таки станет реальностью.

Прокомментировать этот материал мы попросили директора Мурманского областного краеведческого музея, кандидата исторических наук Дмитрия Жалнина.

- В первоначальном плане Витте (план освоения Крайнего Севера, предложенный в 1894 году министром финансов Сергеем Витте. - Ред.) действительно было намечено довести дорогу до Александровска, также предполагалось и строительство нового порта на полуострове Среднем. Но осуществить намеченное не удалось. Так что это ошибка разработчиков карт...

Игорь ВОИНОВ